-9 C
Астана
19 ноября, 2024
Image default

Два неоднозначных года президентства Сооронбая Жээнбекова

Два года прав­ле­ния Соорон­бая Жээн­бе­ко­ва сопро­вож­да­лись резо­нанс­ны­ми и непро­сты­ми собы­ти­я­ми. В част­но­сти, под лозун­гом борь­бы с кор­руп­ци­ей за решет­кой ока­за­лись когда-то сорат­ни­ки дей­ству­ю­ще­го пре­зи­ден­та, ныне его оппо­нен­ты во гла­ве с быв­шим пре­зи­ден­том Алмаз­бе­ком Атам­ба­е­вым. Но при этом уда­лось нала­дить за это вре­мя ухуд­шив­ши­е­ся два года назад отно­ше­ния с дру­ги­ми госу­дар­ства­ми, в том чис­ле с Казахстаном.

Но глав­ным дости­же­ни­ем Соорон­бая Жээн­бе­ко­ва назы­ва­ют то, что ему уда­лось вый­ти из-под вли­я­ния сво­е­го пред­ше­ствен­ни­ка Алмаз­бе­ка Атам­ба­е­ва, про­во­дя свою соб­ствен­ную политику.

Депу­тат кыр­гыз­ско­го пар­ла­мен­та Исхак Маса­ли­ев счи­та­ет, что в этом вопро­се дей­ству­ю­щий пре­зи­дент смог пока­зать свою поли­ти­че­скую волю:

Исхак Масалиев.
Исхак Маса­ли­ев.

- То, что он смог обосо­бить­ся от сво­е­го быв­ше­го руко­во­ди­те­ля, не думая, что тот довел его до пре­зи­дент­ства, что надо «слу­шать­ся его», ста­ло очень важ­ным шагом. Если бы он стал зави­си­мым от это­го чело­ве­ка, то чести Жээн­бе­ко­ву это не сде­ла­ло бы. Кро­ме того, есть один-два дости­же­ния в сфе­ре борь­бы с кор­руп­ци­ей. Но что будет после выне­се­ния суда­ми реше­ний, посмотрим.

Есть и те, кто счи­та­ет замет­ны­ми дости­же­ни­я­ми нынеш­ней вла­сти встре­чи с раз­лич­ны­ми поли­ти­че­ски­ми груп­па­ми, граж­дан­ским обще­ством и стрем­ле­ние выслу­шать аль­тер­на­тив­ные мнения.

Как извест­но, пре­зи­дент про­во­дил встре­чи с пред­ста­ви­те­ля­ми непра­ви­тель­ствен­но­го сек­то­ра и биз­нес-сре­ды, а так­же с быв­ши­ми пре­мьер-мини­стра­ми, спи­ке­ра­ми и чле­на­ми Вре­мен­но­го пра­ви­тель­ства.

Поли­тик Ахмат­бек Кел­ди­бе­ков дал поло­жи­тель­ную оцен­ку этим собы­ти­ям, заявив, что Жээн­бе­ков «открыл доро­гу поли­ти­че­ской консолидации»:

- С само­го нача­ла рабо­ты на посту пре­зи­ден­та Соорон­бай Шари­по­вич не стал заяв­лять, что избрал­ся от Соци­ал-демо­кра­ти­че­ской пар­тии, что будет под­дер­жи­вать кад­ры толь­ко от этой пар­тии. Он сумел пока­зать, что явля­ет­ся отцом все­го наро­да. Оппо­зи­ция, пози­ция, жерт­вы гоне­ний при Атам­ба­е­ве… Он не стал нико­го делить и начал звать всех на меро­при­я­тия госу­дар­ствен­но­го мас­шта­ба. Не гово­ря, что «это мой сопар­ти­ец» или же «Атам­ба­ев меня под­дер­жи­вал», он вскры­ва­ет слу­чаи кор­руп­ции и при­вле­ка­ет к ответственности.

Но есть и те, кто счи­та­ет, что несмот­ря на попыт­ки пре­зи­ден­та кон­со­ли­ди­ро­вать все силы, эффек­та от это­го нет. Тако­го мне­ния, к при­ме­ру, при­дер­жи­ва­ет­ся пра­во­за­щит­ни­ца Ази­за Абдирасулова:

- Вспом­ни­те, Баки­ев (быв­ший пре­зи­дент, сверг­ну­тый во вре­мя рево­лю­ции 2010 года. — Ред.) в пер­вые два года сво­е­го пре­зи­дент­ства тоже встре­чал­ся с раз­лич­ны­ми сила­ми и при­ни­мал пред­ста­ви­те­лей граж­дан­ско­го обще­ства. Атам­ба­ев тоже созда­вал раз­лич­ные обще­ствен­ные сове­ты, но потом пре­кра­тил вся­че­ские встре­чи. И Жээн­бе­ков, полу­ча­ет­ся, повто­ря­ет эти шаги. Один раз он встре­тил­ся с непра­ви­тель­ствен­ным сек­то­ром, но потом это пре­кра­ти­лось. Я на сего­дняш­ний день не вижу основ­ной про­грам­мы пре­зи­ден­та по раз­ви­тию стра­ны. Мы ста­ли похо­жи на лод­ку, кото­рую про­сто несет тече­ни­ем бур­ной реки.

Сооронбай Жээнбеков и экс-президент Роза Отунбаева.
Соорон­бай Жээн­бе­ков и экс-пре­зи­дент Роза Отунбаева.

Основ­ны­ми пре­тен­зи­я­ми, выска­зы­ва­е­мы­ми в адрес Соорон­бая Жээн­бе­ко­ва, явля­ют­ся неза­вер­шен­ная судеб­ная рефор­ма, состо­я­ние дел в эко­но­ми­ке, кото­рое не вну­ша­ет опти­миз­ма, и отсут­ствие круп­ных про­ек­тов, наце­лен­ных на будущее.

Мно­гие поли­ти­ки гово­рят, что пре­зи­дент уже исчер­пал кре­дит дове­рия и что наста­ло вре­мя пере­хо­дить от обе­ща­ний к действиям.

Быв­ший пре­мьер-министр Феликс Кулов счи­та­ет, что если пер­вые два года обще­ствен­ность отно­си­лась к пре­зи­ден­ту с пони­ма­ни­ем, то теперь нач­нут озву­чи­вать­ся серьез­ные требования:

Феликс Кулов.
Феликс Кулов.

«Во-пер­вых, по Кон­сти­ту­ции у него очень огра­ни­чен­ные пра­ва. Во-вто­рых, фак­то­ром, кото­рый пре­пят­ство­вал ему пол­но­цен­но влить­ся в рабо­ту и решать вопро­сы, ста­ла борь­ба с Атам­ба­е­вым. Но теперь, когда вопрос с Атам­ба­е­вым и его сто­рон­ни­ка­ми снят с повест­ки дня, пре­зи­дент дол­жен пока­зать себя. Пери­од ожи­да­ния реши­тель­ных дей­ствий закон­чил­ся, теперь он дол­жен пока­зать себя в деле. Я думаю, и сам пре­зи­дент это понимает».

Одна­ко, если вопрос с быв­шим сорат­ни­ком для Жээн­бе­ко­ва дей­стви­тель­но был одной из глав­ных про­блем на про­тя­же­нии этих двух лет, непро­стым делом может стать и при­вле­че­ние Атам­ба­е­ва к ответственности.

По мне­нию экс­пер­тов, то, как будут про­ве­де­ны судеб­ные про­цес­сы, где фигу­ри­ру­ют неко­гда высо­ко­по­став­лен­ные чинов­ни­ки, в том чис­ле и быв­ший пре­зи­дент, явля­ет­ся очень важ­ным вопросом.

Соорон­бай Жээн­бе­ков обе­щал про­ве­сти судеб­ную рефор­му. Но ранее он несколь­ко раз заяв­лял о том, что в этом направ­ле­нии резуль­та­тов пока не видно.

«В мае 2018 года на засе­да­нии Сове­та по судеб­ной рефор­ме пред­ста­ви­тель судеб­ной систе­мы на мой вопрос о том, что необ­хо­ди­мо для про­ве­де­ния рефор­мы, отве­тил: «Поли­ти­че­ская воля и финан­си­ро­ва­ние». Есть поли­ти­че­ская воля. Есть и сред­ства. Несмот­ря на то, что в стране есть потреб­ность финан­си­ро­ва­ния в дру­гих сфе­рах, для судеб­ной систе­мы выде­ля­ет­ся доста­точ­но средств. И учи­те­ля, и меди­ки, и пред­ста­ви­те­ли дру­гих сфер нуж­да­ют­ся в уве­ли­че­нии зара­бот­ной пла­ты. Их зара­бот­ная пла­та будет уве­ли­че­на, когда в стране будет подъ­ем в эко­но­ми­ке, когда судеб­ная власть ста­нет спра­вед­ли­вой. Все тес­но вза­и­мо­свя­за­но меж­ду собой. Учи­ты­вая это обсто­я­тель­ство, мы отда­ли при­о­ри­тет судеб­ной систе­ме. Но пока от вас нет соот­вет­ству­ю­щей отда­чи», — ска­зал он 11 мар­та 2019 года на XI съез­де судей в Бишкеке.

Про­фес­сор Аме­ри­кан­ско­го уни­вер­си­те­та в Цен­траль­ной Азии Эмиль Жоро­ев счи­та­ет, что пре­зи­ден­ту необ­хо­ди­мо уде­лить осо­бое вни­ма­ние на ход судеб­ной реформы.

- Пре­зи­дент не раз гово­рил о нали­чии поли­ти­че­ской воли. Но судеб­ная рефор­ма тре­бу­ет тща­тель­но под­го­тов­лен­ной стра­те­гии. На дан­ный момент рабо­ты в этом направ­ле­нии не вид­но. Все огра­ни­чи­ва­ет­ся сло­ва­ми, — отме­ча­ет Жороев.

Часть кри­ти­ки в адрес пре­зи­ден­та каса­ет­ся кад­ро­вой поли­ти­ки пра­ви­тель­ства. Фор­маль­но гла­ва госу­дар­ства не име­ет пря­мо­го отно­ше­ния к испол­ни­тель­ной вла­сти, но на деле обще­ство осо­зна­ет веду­щую роль пре­зи­ден­та в при­ня­тии решений.

По дей­ству­ю­щий Кон­сти­ту­ции Кыр­гыз­ста­на, пре­зи­дент изби­ра­ет­ся на 6 лет без пра­ва пере­из­бра­ния на вто­рой срок. Жээн­бе­ков воз­гла­вил стра­ну в 2017 году.

Мате­ри­ал Кыр­гыз­ской редак­ции Азаттыка.

Ори­ги­нал ста­тьи: Казах­стан — Радио «Сво­бод­ная Европа»/Радио «Сво­бо­да»

архивные статьи по теме

Путь Казахстана в ВТО: в фарватере России или собственным курсом?

«Оставьте “Хабар” и…

«Исламское государство в Хорасане»: что оно собой представляет и чего добивается?

Editor