Дастан Кадыржанов: “Элита в ожидании Судного дня”
В свете продолжающегося падения национальной валюты в Казахстане особенно актуальным стало манипулирование различными цифрами: прогнозов добычи нефти, ее цены, закладываемой в бюджет, а также другими показателями, так или иначе отражающими развитие экономики, пишет НАКАНУНЕ.kz.
Чуть нефти больше добыли — вот вам и рост!
На этой неделе из проекта республиканского бюджета на 2016—2018 годы, поступившем в мажилис, стало известно, что прогноз по росту ВВП Казахстана на следующий год снижен до 2,1% по сравнению с более ранним прогнозом в 2,2%. Согласно же прогнозу Международного валютного фонда, рост ВВП Казахстана может составить всего 2%.
О чем говорят эти цифры? Можно ли сказать, что несмотря на развивающийся кризис и обвал тенге, в стране будет продолжаться экономический рост? Это первый вопрос, который мы задали Дастану Кадыржанову.
«Дело в том, что обычный ВВП — это фантомное понятие, он не отражает реальную экономическую ситуацию в стране. У нас не дается пересчет по паритету покупательной способности (ППС), который реально показывает уровень жизни населения. А рост ВВП, который указывается властями, никакого отношения к экономике не имеет. Чуть больше нефти добыли — вот вам и рост», — разъяснил эксперт.
По мнению Кадыржанова, этот показатель используется властями в популистских целях.
«Если ВВП идет по паритету покупательной способности, тогда можно о чем-то говорить, но у нас этого не дают, поэтому говорить о нем смысла нет. В Казахстане 70% ВВП вынесен за экономику, и этот показатель ни на что влияет, — обосновывает он свою позицию. — Это просто пропагандистская цифра, и используется она в популистских целях. Кризис на дворе — а у нас рост экономики».
Те, кто разбирается, посмеиваются над этим, а те, кто не понимает, верят в этот мифический рост. В нерыночной стране бесполезно апеллировать к этому показателю, предупреждает эксперт. «Наш олигархический капитализм, это даже не капитализм — это просто формация, где один обворовывает другого и никакого отношения эта система к рынку не имеет», — говорит он.
Вместо митинга — эмиграция и экстремизм
Рост тарифов и цен в Казахстане может вызвать новую волну протестов, считают политологи. В регионах активисты заговорили о митингах, инициаторы надеются, что они будут массовыми. На этой неделе в Уральске и Астане активные граждане подали заявки в местные акиматы на проведение акций, в Алматы также собираются это сделать. Оправдаются ли усилия активистов, насколько рост цен и тарифов поднял протестный настрой населения и какова его температура в данный момент?
По словам Дастана Кадыржанова, малочисленные митинги не означают низкой протестности.
«Традиционно у нас мало людей выходит на акции протеста. Сложился стереотип, если митинги малочисленные, значит, и протестность низкая. Но такой зависимости нет. Это связано не с тем, что люди неактивные и их ничего не волнует. Просто у нас пространство для свободы выражения очень ограничено: шаг влево, шаг вправо — наказание административное или уголовное. Запугали народ, грубо говоря. Свобода массовых собраний не выдерживается, поэтому людей ходит мало», — привел он свои доводы.
Политолог считает, что в нынешней ситуации, когда власть не дает возможности открыто проявлять протест, у населения есть разные пути.
«Это может совершенно в других вещах проявляться, например, в росте эмиграции. Недавно узнал, что около 250 тысяч казахстанцев зарегистрированы на ресурсе, где подают заявку на получение грин-карты. Вот вам реакция протеста, — привел пример наш собеседник. — Для нашей страны четверть миллиона — очень большая цифра. Причем люди уезжают ведь не только в США, Европу, но и в ту же Россию, Украину и даже в Кыргызстан, лишь бы здесь не сталкиваться со всей этой действительностью. Есть еще активность в соцсетях, народ понимает, что оказывать давление через открытые формы протеста бесполезно и выбирает его».
Другой путь, более радикальный — заняться противоправной борьбой с режимом, продолжил эксперт, имея в виду терроризм, экстремизм. «Проблема в том, что сейчас у нас нет организованных политических сил, оппонирующих власти, и поэтому протест может пойти по какому угодно пути», — делает выводы Кадыржанов.
Фуа-гра спустила пар?
Призыв президента Назарбаева отказаться от фуа-гра, бананов и «Ленд Крузеров» вызвал шквал возмущения в соцсетях и стал поводом для различных шуток и демотиваторов.
«Самое главное, что покушать у нас есть. И даже что выпить у нас есть. Есть что одеть, крыша над головой есть, чем топить дома — тоже есть… Все остальное, к примеру, западная одежда — можно прожить и без этого. Правда? Без фуа-гра, бананов… Без самых лучших, огромных Ленд Крузеров тоже можно прожить. Все необходимое для жизни у нас есть в стране», — сказал президент во время встречи с акмолинскими аграриями в понедельник.
Через несколько дней пресс-секретарь президента Даурен Абаев прокомментировал высказывания Нурсултана Назарбаева. «Конечно, Нурсултан Абишевич знает, что происходит в социальных сетях, он с пониманием и с юмором отнесся к шуткам интернет-пользователей о фуа-гра. Он также понимает, что для многих казахстанцев это образное выражение главы государства стало неким спусковым крючком для “выпуска пара” после удорожания доллара и роста цен на ГСМ», — сказал он в комментарии одному из информагентств.
Кадырджанова возмутило «оправдывание» елбасы пресс-секретарем. «На мой взгляд, это форменное издевательство: мы вам выпустили пар, вот и сидите тихо! Это техническая фраза, которую используют профессионалы втихаря, между собой. Но заявлять это в открытую, дескать, «ребята, мы вами поманипулировали, вы пошумели, покричали, вам легче стало, а мы будем делать дальше то, что хотим» — это откровенная наглая бравада. Просто взяли и поиздевались над народом. Честно говоря, лично я опешил», — признается политолог.
По его мнению, это говорит о том, что между властью и обществом нет диалога и обратной связи. «Если раньше были какие-то нарушения в плане демократических прав, то власти либо обходили эту тему, либо камуфлированно высказывались. А сейчас впрямую говорят народу: заткнитесь, мол, пошумели и хватит! Думаю, произошла окончательная потеря связи с действительностью. Или это чей-то злой умысел внутри правящей группы, причем очень умной группы», — рассуждает политолог.
Кому нужно забвение в интернете?
Депутат мажилиса коммунист Турсунбек Омурзаков выступил на этой неделе с весьма неожиданным предложением — реализовать в Казахстане так называемое «право на забвение» в интернете.
«Предлагаем рассмотреть возможность реализации «права на забвение» в Казахстане. При этом такое право не должно быть использовано как инструмент цензуры или механизм переписывания истории для насильников, педофилов, коррупционеров и других преступников», — сказал Омурзаков в парламенте.
Для кого и для чего понадобилось сетевое «забвение» в Казахстане? Почему этот вопрос поднимается именно сейчас? Мы также попросили нашего респондента высказать свое мнение по этому поводу.
Наш собеседник назвал инициативу абсурдом. «В настоящее время в Казахстане интернет — это своеобразный канал «слива». Вместе с тем иногда это — единственный транспарентный канал альтернативной информации. Предложение что-то удалить из него звучит абсурдно. Хотя, многие догадываются, кому и для чего это нужно», — намекнул он.
По мнению политолога, в элитных кругах немало персон, желающих воспользоваться этим правом «забвения».
«Речь идет о политической ответственности правящей группы, депутаты в нее входят, поэтому они выступают с такими предложениями. Они понимают, что рано или поздно момент предъявления счетов начнется. Можно сказать, уже началось, учитывая, какие публикации появились про нынешнего премьер-министра. И завтра всем будет предъявлено по полной. Есть ощущение ожидания этого «Судного дня», что заставляет продвигать подобные идеи», — заключил Дастан Кадыржанов.