С трудом понимаю, как можно возвести «электронные границы» при нынешнем развитии виртуального мира, если, конечно, при этом не отказываться от Всемирной паутины. В мире есть печальный опыт, когда отдельные страны вроде как от Интернета и не отказываются, но в то же время он сугубо внутренний, не имеющий выхода за пределы страны для обычных пользователей.
К слову, то, что предложил Нурсултан Назарбаев, уже полным ходом реализует Иран, который имеет в ШОС статус наблюдателя. В настоящий момент эта страна разрабатывает национальный Интернет и готова предложить и обеспечить альтернативными DNS не только себя, но и весь мусульманский мир. Основой такой локальной «паутины» в Иране станет внутренняя сеть государства, которая в течение ближайших двух лет распространится на всю страну. При этом Иран планирует создать собственную операционную систему и блокировать не только политических оппонентов, но и любое влияние западной культуры.
Другой пример: в прошлом году государство Мьянма (Бирма) объявило, что Интернет получит отдельную систему управления и контроля над электронной почтой. На Кубе существует «внешний Интернет» для иностранных туристов и госчиновников и закрытая сеть для простых граждан страны. В Северной Корее как такового Интернета нет вообще, но идет работа по созданию двойной сети, напоминающей Кубу.
Среди соседей по Центральной Азии абсолютно открытая Сеть сейчас только в Кыргызстане. Время от времени блокировки применяет Таджикистан, жестко заблокированы неугодные сайты в Узбекистане и полный контроль над юзерами установлен в Туркменистане (где даже в немногочисленных
Что касается Казахстана, то он сейчас
Так, в марте прошлого года было объявлено о создании Службы реагирования на компьютерные инциденты, а ровно два года назад глава Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал законопроект, получивший в республике неформальное название «закон об Интернете». Согласно ему, если информация признается компетентными органами противоправной и не соответствующей законодательству РК, то
Теперь зададимся вопросом: почему вдруг появилась инициатива Нурсултана Назарбаева об «электронной границе»? Ответ очевиден — для ужесточения доступа в Интернет казахстанцам.
Сначала препоны ставились, чтобы несознательный народ не воспользовался «историческим опытом Молдавии, когда через Интернет все вышли на забастовку», сейчас появился куда более сильный жупел — перманентные волны демократических протестов, сотрясающие Ближний Восток и Северную Африку.
Если страны ШОС прислушаются к Нурсултану Назарбаеву и пойдут по иранскому пути, то будет худо. Там тоже все начиналось с малого — сначала призывы бороться с тлетворным влиянием Запада, потом мысль о национальном иранском Интернете, следом эксперимент с закрытой сетью для школьников, а ныне уже есть «Революционная гвардия» — отдельное подразделение службы безопасности, отвечающее за все иранские коммуникационные сети…
Впрочем, учитывая, что в ШОС решения принимаются консенсусом, а Россию возглавляет сторонник свободного Интернета Дмитрий Медведев, беспокоиться о создании электронной границы в рамках Шанхайской организации вряд ли стоит. Однако нет гарантий, что в отдельно взятом Казахстане не начнется отключение казахстанского киберпространства от остального мира. Ведь «электронная граница» должна быть на замке. Можно, конечно, придумать и другое красивое название инициативе Назарбаева, но ее суть от этого не изменится — президент Казахстана открыто призвал страны, входящие в ШОС, к введению
Read the original post:
Границу на замок