Действительно, взрывы и самоподрывы, вооруженный групповой побег из колонии строгого режима, боестолкновения между террористами и силовиками в Казахстане уже были. Но преступники всегда убегали, а силовики их преследовали. Однако чтобы один человек в течение нескольких часов охотился на сотрудников правоохранительных органов, да еще в областном центре — это нечто принципиально новое, не говоря уже про унизительное для казахстанской вертикали власти соотношение потерь: один погибший террорист против пяти убитых силовиков.
Паралич власти
Что поразило — паралич, охвативший казахстанские власти после субботней трагедии. Их хватило только на то, чтобы отправить министра связи и информации к журналистам с просьбой корректно отображать случившееся и не разжигать панику в стране.
Единственным политиком, который оперативно дал оценку случившемуся, оказался не представитель «Ак орды», а ее злейший враг — Мухтар Аблязов. Он уже в субботу вечером в эфире спутникового телеканала «К‑плюс» выступил с обращением к казахстанцам, в котором акцентировал их внимание на разнице между взрывами в Атырау и случившимся в Таразе, а также выразил соболезнование родным и близким погибших и пострадавших.
Власть же и государственная информационная махина действовали как замороженные. «Лидер нации» только во вторник собрал совещание по вопросам национальной безопасности и соизволил выразить соболезнование, хотя по логике именно его первым должны были увидеть на телеэкранах граждане страны. Более того, именно Назарбаев должен был объявить уже в понедельник день общенационального траура в стране по погибшим в Таразе, публично потребовать от силовиков разобраться в ситуации, найти виновных и привлечь их к строгой ответственности.
Но всего этого не случилось. И государственные средства массовой информации, в том числе главный телеканал страны «Хабар», продолжали обычное вещание, тогда как полстраны уже стояло на ушах, узнав через Интернет и от знакомых о том, что произошло в Таразе.
Зато эту нишу эффективно заполнили независимые информационные ресурсы и
Три стратегии выживания
В общем, получается, ситуация в стране совсем плохая. Резкое обострение нужды и бедствий масс видно невооруженным глазом и выливается в акции протеста, вспыхивающие сегодня то там, то здесь. Видна также и замедленная реакция «Ак орды» на острые ситуации, то есть «верхи» править
Все это вместе с участившимися террористическими актами, параличом государственной власти, беспределом спецслужб не может не вселять тревоги и неуверенности. В этих условиях у казахстанцев есть три стратегии выживания.
Первая — валить из страны. Что, собственно, уже и происходит. Число уезжающих из Казахстана в
Вторая стратегия — стать активным участником политического процесса и пытаться изменить свое будущее и будущее Казахстана к лучшему. Численность граждан, выбирающих эту стратегию, неуклонно растет, но проблема заключается в том, что среди них есть участники террористических групп и радикальных исламских сект, что вряд ли может радовать.
И, наконец, третья стратегия — закрыть глаза и спрятать голову в песок, надеясь, что если не кривая вывезет, то нелегкая пронесет. Этой последней стратегии, похоже, придерживается подавляющее большинство казахстанцев. Пока. Потому что исторический опыт крушения СССР свидетельствует, что укрыться от политических бурь не удается даже самым аполитичным, их так или иначе все равно задевает осколками социальных взрывов.
Учитывая в большинстве своем пока еще пассивные настроения граждан, можно предположить, что внутриполитическая ситуация в ближайшие месяцы будет развиваться под влиянием «Ак орды». Ну а та сегодня озабочена проблемой политического транзита — как без потерь передать власть от Нурсултана Назарбаева выбранному им преемнику.
Задача, надо признать, сверхтрудная, поскольку число, глубина и напряженность проблем, с которыми сталкивается «лидер нации», увеличиваются с каждым днем. Причем во многом по вине самого Назарбаева и его ближайшего окружения. Если бы елбасы не остановился в 2007 году, а продолжил реализацию своего плана «СуперХан» по отходу на позицию «лидера нации» и назначению президентом страны номинальной фигуры, проблем у него было бы существенно меньше.
Но время упущено. За эти четыре года произошли кардинальные изменения и внутри страны, и за ее пределами. «Арабская весна» резко отрезвила западные демократии, показав им, что заигрывание с авторитарными режимами богатых нефтью и газом государств чревато тем, что на смену им, как правило, приходят исламисты. Соответственно, стало меняться отношение и Вашингтона, и Брюсселя к правящим режимам в Центральной Азии. Ведь если наши государства
Внутри же страны финансовый и экономический кризис, который, оказывается, так и не закончился, несмотря на громкие похвальбы Назарбаева и его нукеров, привел к резкому ухудшению
Плюс резко обострились межнациональные отношения, и, самое главное, у государства и правящей элиты появился новый враг, куда более сильный, чем демократическая оппозиция и часть контрэлиты, ориентированной на Запад. Это радикальные исламские группировки, которые неизбежно будут выделять из своего числа террористов и политиков исламского толка. И хотя сегодня радикальные исламисты разобщены, у них нет координации действий, политического крыла, внятных и известных всей стране лидеров, они вооружены идеологией, которая позволяет все это обрести в короткий период. Это как раз тот случай: если идея овладевает массами, то она становится материальной силой.
Передача верховной власти в этих условиях подобна игре со спичками рядом с ящиками с динамитом. Но отказаться от нее «Ак орда» и лично Нурсултан Назарбаев уже не могут — лекарство бессмертия еще не изобретено.
Система уже посыпалась
Последние несколько лет четко показали прямую зависимость казахстанской политической системы и государственного механизма от первого лица. Пока это лицо функционировало с достаточной напряженностью, энергией и предусмотрительностью, в Казахстане не все было хорошо, но
Очевидно, что сегодня Назарбаев правит страной почти номинально, и на первый план начинают выдвигаться те фигуры из его окружения, которые могут и претендуют на власть после него. И именно они будут определять решения и действия «Ак орды», при этом не факт, что елбасы еще имеет право вето.
На практике это означает, что «Ак орду» будет бросать из стороны в сторону. Решения будут приниматься, как правило, половинчатые, если речь идет о вопросах, касающихся интересов элитных кланов, и
Доказательством тому — проект нового закона «О национальной безопасности». Поскольку шансы того, что Сенат в отсутствие распущенного президентом Мажилиса примет его, составляют ровно 200%, очень скоро в руках «Ак орды» окажется дубинка, которой можно огреть любого гражданина только по подозрению в том, что он не такой, как хочется властям, или за косой взгляд на представителя государства.
Судя по всему, неизбежной уже передаче власти от елбасы преемнику будут предшествовать два события. Во‑первых, празднование 20‑летия независимости и суверенитета Республики Казахстан, которое «Ак орда» попытается превратить в триумф Назарбаева. Во‑вторых, досрочные парламентские выборы, назначенные на 15 января 2012 года, сразу после новогодних праздников.
Выходит, что сложившаяся внутриполитическая ситуация, направление и динамика ее развития
Очевидно, что проведение большой политической кампании в нынешних условиях — это не только большая головная боль для всех ветвей и уровней власти, но и большой риск. И хотя часть риска — участие демократической оппозиции в выборах — «Ак орда» сняла запретом на 6 месяцев деятельности Компартии Казахстана, она не может не учитывать, что протестные настроения растут и ширятся с каждым днем.
Если разочарование масс в действенности государства, в том числе в том, что именно Назарбаев является гарантом внутриполитической стабильности, превысит некий никем не подсчитанный порог, то результатом могут стать совершенно неуправляемые процессы. И механизм фальсификации выборов через избирательные комиссии и акиматы не сможет их удержать или блокировать.
Тогда начнется то, что в свое время привело к «оранжевой революции» в Украине — массовый протест граждан, возмущенных и тем, что взрывают, и тем, что цены растут, и тем, что их голоса нагло украли. Думаю, этот вариант развития событий постоянно сегодня витает в умах ответственных сотрудников Администрации президента РК, правительства и акиматов и еще больше дестабилизирует ситуацию в стране.
Обратный отсчет
Кстати, то, что дестабилизация происходит, не подлежит уже никакому сомнению. Один тот факт, что после взрывов в Атарау паника охватила один за другим сразу несколько регионов страны, более того — распространялась беспрепятственно, свидетельствует о том, что, во‑первых, «Ак орда» и ее наместники теряют контроль над страной. Во‑вторых, что им и госаппарату вообще народ перестал верить. В‑третьих, что граждане ожидают
Все это куда худший признак для Назарбаева, чем продолжающиеся террористические акты. И уже не имеет значения, кто их организовывает — некие силы в «Ак орде», заинтересованные в запугивании елбасы и элиты с целью перехвата власти, криминальные структуры, желающие дестабилизировать ситуацию и пограбить, идейные радикальные исламисты, отвечающие на произвол властей.
Важно другое. Все эти террористические акты начинают ложиться на подготовленную почву, когда граждане в массе своей разочарованы и государством, и государственными органами, и чиновниками. Теперь они осознают, что «лидер нации» их обманывал, обещая взамен послушания и покорности покой и стабильность. Соответственно, в критической ситуации они просто откажут ему в поддержке, как двадцать лет назад отказали в поддержке Горбачеву.
Это означает, что Назарбаев и его преемники не могут рассчитывать на поддержку народа и будут вынуждены бороться со своими новыми и старыми врагами сами. Бороться же они могут
Иногда это будет приводить к успеху, но чаще — к обратному результату: протест и несогласие будут усиливаться, причем все чаще осуществляться в адекватной действиям государства форме. То есть отвечать насилием на насилие. Доказательством тому — убийство двух полицейских в Алматы и семерых граждан, в том числе пятерых сотрудников правоохранительных структур, в Таразе.
Налицо четкое свидетельство того, что политическая система и модель государственного устройства, созданные Нурсултаном Назарбаевым и носящие названия «суперпрезидентская республика» и «управляемая демократия», окончательно показали свою непригодность, а страна зашла в исторический тупик, выбраться из которого можно, только сделав поворот в другом направлении. И дай нам бог счастья сделать поворот, а не зигзаг, когда после маневра страна снова выберет то же направление движения, что было при елбасы, но только уже под руководством следующего «лидера нации».
Потому что все эти «лидеры нации» легко могут покинуть Казахстан — у них есть запасные жены, большие деньги, резервные аэродромы и готовые паспорта с визами зарубежных государств. Нам же придется выбираться из очередного исторического тупика в условиях не только отсутствия национального согласия, но развала госаппарата и пропасти между ним и народом.
Глас народа
«Кто стоит за терактами?» Этот вопрос мы задали жителям южной столицы в начале недели, имея в виду таразские события. К нашему большому удивлению, далеко не все про них слышали. Но те, кто знает, свое мнение сказать не побоялись.
«Государство просто никогда сильно не напрягалось по этому поводу (борьба с террористами — ред.), надеясь на то, что терроризм не коснется нашей страны. Опыт последних лет еще раз доказывает, что терроризм возникает в результате политической и экономической нестабильности», — сказал нам водитель школьного автобуса.
«Все это возникло, скорее всего,
«Буквально вчера разговаривали на эту тему с друзьями, и я узнал, что и в Алматы было много чего такого, — рассказал частный предприниматель Александр С. — Но правительство считает, что лучше не сообщать это публично, чтобы не вызвать шквал эмоций у людей. Поэтому и возникают всякие версии происходящего».
«Всему причина — Афганистан, Кавказ и Пакистан, — уверен
«Террористические акты связаны с тем, что сейчас в стране идет ужесточенная борьба за верховную власть, —
«Люди явно доведены до отчаяния. На юге страны давно уже обнищало население, и улучшений не предвидится. А тем, кто уже не верит, что государство поможет каждому гражданину, рай обещают другие. И никакими запретами это не остановишь. Даже не верится, что Казахстан из островка стабильности превратился в очаг напряженности, — вздохнула бухгалтер Елена. — Только недавно отвергла предложение о работе в другой республике, потому что считаю Казахстан своим домом. А теперь думаю: может, стоило продать квартиру и уехать, пока моя семья
Источник: Газета “Голос Республики” №41 (217) от 18 ноября 2011 года
More here:
Гранатометом по стабильности