Четыре года назад фермеры из Качирского района решили принять участие в разрекламированной госпрограмме лизинга сельскохозяйственной техники. В тот год правительство усиленно зазывало сельчан технически перевооружаться, для чего обещали не только предоставлять через специализированное АО «КазАгроФинанс» льготные условия кредитования, но и снизить цены на наиболее востребованные образцы сельскохозяйственной техники.
Изучив имевшиеся на тот момент предложения от разных поставщиков, главы крестьянских хозяйств Александр Кофтанюк, Анатолий Команов и Олег Силяев остановили свой выбор на зерноуборочном комбайне марки «Енисей». На него были хорошие скидки — цена упала с 16 до 12 млн тенге. Продавцом техники на казахстанском рынке выступало российское ООО «Агромашхолдинг». Фирма имеет офис в Москве, представительство в Астане и собственную сервисную службу. В общем, внешне все выглядело весьма солидно.
Весной 2009 года фермеры заключили договоры с «КазАгроФинансом» на поставку четырех «Енисеев». За свои услуги госкомпания потребовала 12,5% годовых, что при семилетнем сроке лизинга поднимало итоговую цену комбайна до 17 млн тенге. Дорого, конечно, но крестьяне передумывать не стали, полагая, что с новой техникой они надолго забудут о проблемах и быстро рассчитаются с долгами.
Действительность очень быстро разрушила все их нехитрые расчеты. Уже при перегонке комбайнов из Павлодара в Качирский район они стали ломаться. Кое-как технику доставили потребителям, а когда наступила уборочная, купленные в рассрочку «Енисеи» развалились.
Первыми отвалились колеса
Фермеры сетуют, что их заставили взять кота в мешке. Сначала потребовали заключить договор с «КазАгроФинансом», перечислить первый взнос, подписать акт приемки-передачи техники, в котором говорилось, что все машины в полной комплектации и исправном состоянии, и только после этого сельчанам пригнали комбайны.
Когда те стали капризничать из-за неисправностей и потребители забили тревогу, представители сервисного ТОО «Иртышагроснаб» пообещали все исправить. Особо же недоверчивых припугнули.
- В моем комбайне подшипник расколот был. То есть заводской брак, — вспоминает Анатолий Команов. — Я сказал, что хочу машину вернуть, но представители сервисного центра ответили, что техника на гарантии, беспокоиться не надо. А первый взнос в 3 миллиона тенге, что я заплатил, мне все равно никто не вернет. Ну и уговорили забрать комбайн.
Вскоре у «Енисея» Команова отвалились задние колеса. Чуть позже — слетела жатка. Чтобы убрать зерно, фермеру пришлось нанимать со стороны старый комбайн «Нива» и заплатить за него 2 млн тенге.
У фермера Кофтанюка история один в один схожая. У его «Енисея» в самый разгар страды также отвалились колеса и полностью вышел из строя двигатель. Сервисный центр не успевал фиксировать претензии — четыре новых «Енисея», приобретенные Комановым, Кофтанюком и Силяевым, за сезон 2009 года успели сломаться 23 раза. Стоит отметить, что остальные комбайны из той же партии, купленные еще несколькими качирскими фермерами, оказались ничуть не лучше — на шесть из них пришлось 19 нареканий.
В сервисном центре, почесав затылки, вынуждены были признать, что вся партия машин бракованная, и «Агромашхолдинг» обязался неисправности устранить. Чтобы крестьяне не отказывались вносить платежи по лизингу, к первоначальной гарантии в 600 моточасов (их комбайн проходит за полтора месяца работы) прибавили еще год. Правда, обещания договором не оформили, за что фермеры поплатились. Очень скоро продавец техники и его сервисная служба предложили своим качирским клиентам больше их не беспокоить.
Рынок с волчьими законами
Собственником бракованной техники является государственная лизинговая компания «КазАгроФинанс». По логике именно она должна судиться с нерадивым поставщиком. Но вместо этого она самоустранилась, переложив все хлопоты на крестьян. Никаких обязательств за собой госкомпания не признает и требует только вовремя перечислять взносы. В договорах, заключенных с фермерами, специально подчеркивается — все претензии по поводу состояния техники они должны адресовать их продавцу, в данном случае «Агромашхолдингу».
Юридический представитель КХ «Силяев» Ермек Абенов отмечает, что такое условие договора противоречит закону «О финансовом лизинге». По нему лизингодатель должен выступать солидарным кредитором и судебные иски по качеству техники предъявлять совместно с лизингополучателем. Крестьяне, подписавшие кабальный контракт, к сожалению, этого не знали, к тому же срок исковой давности для обжалования условий договора истек. Но сельчан оправдывает то, что они полагались на порядочность госкомпании. Никто из них не думал, что созданная специально для поддержки отечественных производителей организация поведет себя подобным образом.
- В нашем случае изначально уже было ясно, что техника бракованная, она пришла такой с завода. Но за все эти годы «КазАгроФинанс» не сделал ничего, чтобы предъявить претензии поставщикам, эту обязанность он переложил на фермеров. Самостоятельно подать в суд крестьяне не могут, поскольку никаких договоров с российской компанией не заключали — комбайны покупал «КазАгроФинанс», и принадлежат они ему, — комментирует ситуацию юрист Абенов. — Спрашивается, за что государственная лизинговая компания берет проценты с крестьян, причем немалые?
Без лоха жизнь плоха
Руководство павлодарского представительства АО «КазАгроФинанс» заняло вполне предсказуемую и удобную позицию. Во-первых, заявило, что крестьянские жалобы высосаны из пальца. В доказательство чего были предъявлены многочисленные бумажки с подписями и печатями, якобы свидетельствующие об исправности техники. Во-вторых, сослалось на уже отмеченный выше пункт договора, по которому компания ни за что не отвечает. Сельчане попали в кабалу? Ну так кто ж в этом виноват — надо было головой думать.
- Мы им ничего не навязывали. Крестьяне сами выбрали себе поставщика техники, мы с ним договорились, оплатили, поставили комбайны и все. Дальше все претензии фермеры должны предъявлять поставщику, — коротко и ясно изложил свою точку зрения директор павлодарского представительства «КазАгроФинанса» Нурлан Капсаматов.
Что же до предусмотренной законом обязанности лизингодателя совместно с лизингополучателем обращаться в суд на поставщика, то данный вопрос павлодарские менеджеры госкомпании полностью отнесли к компетенции столичного руководства. Мол, сами они ничего не решают и лишь консультируют клиентов, а судебными разбирательствами занимается головной офис в Астане. И если там решат поддержать качирских фермеров и предъявить иск к «Агромашхолдингу», то так оно и будет. А если нет — увы.
На днях фермеры передали в госкомпанию коллективную претензию относительно качества лизинговой техники с уведомлением о расторжении договора. Пока приостановили выплаты, хотя каждый уже успел перечислить лизинговой компании около 10 млн тенге. Ждут ответа.
Оригинал статьи —