19 ноября будет 40 дней со дня похорон Александра Боженко. Делегация европейских журналистов смогла побывать накануне этой даты на могиле молодого парня, которого убили, как считают многие, только за то, что он публично на суде заявил о пытках нефтяников.
Автор: Шарипа ИСКАКОВА
В Актау журналисты встретились со старшим братом Саши Виктором. Он вместе с друзьями на материальную помощь, полученную от гражданских активистов, смог купить мемориальный камень на могилу Саши. Но поехать вместе с европейскими журналистами на могилу не смог. Как объяснил друг Виктора — Муратбек, по мусульманским традициям до 40 дней родственники умершего не могут приходить на место погребения.
По этой же причине и женщинам из нашей журналисткой группы тоже было сначала вежливо отказано. Однако, после переговоров с имамом, Муратбек получил разрешение. «Имам сказал, что вам посетить кладбище можно, потому что вы приехали издалека и возможно не сможете попасть на 40 дней Саши», — пояснил Муратбек.
Виктор со своей стороны передал благодарность всем казахстанцам, которые поддержали его в трудную минуту. «Респект алматинцам и всем тем, кто оказал мне поддержку. Мне действительно стало легче, я постепенно прихожу в себя. Спасибо вам друзья, братья, сестры, спасибо за то, что не забываете меня, я вам благодарен за все», — сказал он.
Кладбище Тенге-Аулие, где похоронен Саша, находится в 20 километрах от Жанаозена.
Журналисты забрали мемориальный камень, который передали в Жанаозене друзьям Саши.
- К 19 ноябрю его должны установить, у казахов это называют «там», — разъяснял Муратбек европейским журналистам традиции казахов
Когда мы приехали в Тенге-Аулие и попросили смотрителя кладбища прочитать құран (құран оқу — означает читать соответствующий короткий отрывок из Корана — авт.) у могилы Саши, он, узнав, что мы журналисты, довольно негативно отнесся и к нам.
«Вы откуда? Зачем сюда приехали, вам кто-нибудь давал разрешение, а вы писали письмо в акимат для того чтобы делать снимки? А что вы там руку в сумке держите, у вас там диктофон?», — нервничал смотритель.
Затем стал названивать куда-то, а после звонка старался быть категоричным, мол, снимки можно делать только с разрешения акимата. Мы запротестовали, напомнив ему, что кладбище — это общественное место, а не стратегический объект, и мы приехали почтить память друга, который трагически погиб. Смотритель больше не просил убрать фотоаппараты и прочитал құран у изголовья Саши.
«Салахадин — это его второе имя, которое он получил после принятия ислама, — пояснил журналистам смотритель на их вопрос о том, почему над могилой Саши написано это имя.
Потом он рассказал историю кладбища, которое носит название Тенге-Аулие. «Ходит легенда, что на этом месте первой была похоронена женщина по имени Тенге-ана. Она была лекарем, и даже после ее смерти люди не переставали приходить к ней и до сих пор приходят. Пойдемте, я вам покажу ее место, на нем воздвигнули большой мемориал, — сказав это, он повел нас в глубь кладбища. Перед нами предстала большая усыпальница.
«Люди, чтобы вылечиться, приезжают даже издалека и остаются здесь на ночь, у нас для этого есть помещение, где они могут переночевать. Вот здесь люди разжигают огонь, — указал смотритель на потухший маленький костер, — и молятся Тенге-ана, просят у нее излечения».
«А вот здесь приезжие могут переночевать», — указал смотритель на дом, стоящий поодаль от кладбища.
Когда журналисты уже уезжали, смотритель совсем успокоился и, провожая нас, попросил прощения за то, что был резок. Ибо закон шариата требует, чтобы люди уходили с кладбища с чистыми мыслями. Мы тоже попросили у него прощения — традиции надо соблюдать.
Read the original post:
Гости из Финляндии навестили могилу Саши Боженко