В ряде СМИ стали муссироваться слухи о болезни президента Узбекистана Ислама Каримова. Официальный Ташкент уже опроверг эту информацию, а дочь Гульнара в своем твитере написала, что о какой болезни может идти речь, когда отец танцевал на днях на празднике Навруз. Чтобы там не было бы, на 28 марта с.г. намечено проведение пленарного заседания Сената Олий Мажлиса Узбекистана, где многое прояснится.
Автор: Казбек БЕЙСЕБАЕВ
На первый взгляд, кажется, что здоровье Каримова есть внутреннее дело Узбекистана, но оно прямо или косвенно оказывает влияние на соседние государства и, в частности, на Казахстан.
У нас много общего. И не только исторического и культурного. Ислам Каримов и Нурсултан Назарбаев единственные главы государств на постсоветском пространстве, которые у власти с момента распада СССР. В 1989 году они одновременно были избраны первыми секретарями ЦК и также почти одновременно в 1990 году стали президентами своих республик.
Нас также объединяет схожее политическое устройство. Узбекистан и Казахстан не только унитарные государства с президентской формой правления, у нас и у них действующие президенты обладают широкими полномочиями. Согласно статье 89 Конституции Узбекистана президент страны обеспечивает согласованное взаимодействие всех ветвей власти. Это означает, что фактически вся власть сконцентрирована в его руках. Согласно пункту 4 статьи 46 Конституции Казахстана, особые положение первого президента и лидера нации определяются отдельным конституционным законом.
Таким образом, мы видим, что политические системы в двух странах персонифицированы и достаточно успешно функционируют благодаря исключительно им. Поэтому кто будет следующим хозяином Ок Сароя и Акорды вопрос далеко не праздный.
В демократических странах проблема будущего главы государства решается банально просто на всеобщих прямых выборах. В некоторых, как Китай, имя будущего преемника уже становится известно заранее и, как минимум, за пять лет до очередной смены руководителей. В других, как Северная Корея, где все расписано, тема преемника даже не обсуждается. Уго Чавес, зная о своей болезни, также заранее назначил политического преемника. В авторитарных арабских режимах, где действующие главы не удосужились с выбором преемника, все закончилось очень плохо и в первую очередь для них самих. Бен Али сбежал и нашел прибежище в Саудовской Аравии, Хусни Мубарак находится в тяжелом состоянии и вместе с сыновьями сидит в тюрьме. Судьба Мауммара Каддафи и его детей тоже печальна.
Для всей Центральной Азии отсутствие механизма преемственности само по себе уже является дестабилизирующим фактором. В Таджикистане Эмомали Рахмон стал президентом в условиях гражданской войны, в Кыргызстане власть менялась через революции. В Туркменистане относительно спокойно Гурбангулы Бердымухамедов занял место покойного Сапарамурада Ниязова. Правда, ему для этого пришлось нейтрализовать некоторых лиц из окружения Туркменбаши.
В Узбекистане и Казахстане со стороны президентов нет даже намека на преемников, что вызывает закономерную обеспокоенность как внутри страны, так и за ее пределами.
Ташкент важен для Астаны с точки зрения безопасности. Узбекская армия не только по численности, но и по многим показателям считается экспертами самой сильной в регионе. Узбекистан, являясь некой буферной зоной, оберегает нас от прямого влияния талибов и других радикальных исламистов, обосновавшихся в Афганистане. В самом Узбекистане ислам также поставлен под жесткий контроль государства. Надо признать, что Каримов, действуя авторитарно, а иногда жесткими методами, как это было в Андижане, сдерживал общую ситуацию в регионе Центральной Азии от дестабилизации. Касательно Казахстана, стабильный Узбекистан, в понимании стабильное правление Ислама Каримова, служило гарантом безопасности на наших южных границах.
В случае подтверждения слухов о здоровье узбекского президента, то, с учетом неопределенности с преемником, борьба местных элит за освобождающееся место будет с применением всех средств. Тем более, как было отмечено выше, на кону стоит много. Вполне возможно вмешательство в процесс США, которые после вывода основных сил коалиции из Афганистана намерены закрепиться в бывших советских республиках ЦА. Не останется в стороне Исламское движение Узбекистана ИДУ. Очевидно, что ухудшения обстановки не избежать и это может сказаться на всех соседях без исключения.
В Казахстане официально тема вероятного преемника тоже не поднимается. Возможно, причина в том, что глава государства чуть больше года назад прошел плановое профилактическое обследование и по его словам «с таким здоровьем в армию призывают». Советник по политическим вопросам Е. Ертысбаев неоднократно заявлял о готовности Нурсултана Абишевича баллотироваться на очередной президентский срок. К тому же, женщины, с которыми в канун 8 марта встречается президент, в один голос говорят, что глава государства находится в прекрасной форме. А своим женщинам и, тем более, президенту, мы должны верить.
Но всякие рейтинги влияния той или иной персоны из властного Олимпа вкупе со слухами и домыслами в различных СМИ, включая известное письмо относительно акима столицы, свидетельствуют о том, что вопрос о втором президенте стал и нас как-то затрагивать.
В Казахстане проблема не столько в гипотетическом преемнике. Возможно, он или они уже имеются. Дело в том, что никто из окружения президента ни по отдельности, ни вместе взятые, ни по весу, ни по влиянию, ни по другим критериям никак не могут сравниться с ним. Не будет тех полномочий, которыми обладает действующий глава государства согласно специально принятому конституционному закону. Кроме этого, надо быть во всем выше всех, быть реальным гарантом конституции, держать под контролем все политические силы и кланы, параллельно поддерживать одних и приструнивать других, подгонять и давать указания акимам и министрам, решать проблемы большого бизнеса, лично привлекать инвесторов .…..
Действующая система построена самим Нурсултаном Абишевичем и может функционировать только при ее создателе и ни при ком другом. Отсюда следует логический вывод, что для того, чтобы избежать неизбежного негативного сценария в будущем, нужно сейчас задуматься о перераспределении части президентских полномочий второго президента в пользу других ветвей власти.
Это значит, что нужно будет учитывать все: интересы различных кланов, жузово-родовые и этнические особенности Казахстана, внешний фактор, гарантировать принятые международные обязательства, которые под общим словом, как стабильность, обеспечивал президент.
Нет другого пути, как сейчас выстраивать структуру архитектуру будущей политической системы. Поскольку все рычаги в руках действующей власти, то именно она должна сделать первый шаг в этом направлении. Иначе все придется решать экспромтом и без подготовки, а тогда, как показывает история, без потрясений уже не обойтись.
Поэтому главный кадровый вопрос сегодня может и касается Узбекистана, но завтра также может стать актуальным и у нас.…
Источник: Kazbei.org
Оригинал статьи: