После того как глава кабмина припугнул на днях депутатов парламента кризисной волной во второй половине текущего года и возможным секвестированием бюджета по этой причине, у финансовых обозревателей возникло ощущение, что нечто подобное он уже озвучивал после внеочередных президентских выборов. Полистав подшивку газеты, мы убедились, что так оно и было, по крайней мере в части премьерского прогноза о возможности очередной волны кризиса прошлой осенью.
Автор: Тулеген АСКАРОВ
Действительно, фондовые рынки мира чувствовали себя тогда неважно, но при высоких мировых ценах на нефть экономика Казахстана смотрелась относительно устойчиво. Тем не менее хотя глава государства сразу же после избрания его на пост президента воздерживался от публичных заявлений о сокращении государственных расходов, темпы их роста значительно замедлились, на что и указывала наша газета в регулярных бюджетных обзорах.
Теперь же установка Акорды на экономию бюджетных средств была озвучена публично сразу же после внеочередных парламентских выборов, поэтому даже если кризисной волны и не будет, премьер может со спокойным сердцем явиться в парламент для секвестирования бюджета.
Пока же, если судить по свежим данным Минфина на эту тему, у правительства главная проблема заключается в замедлении темпов увеличения бюджетных доходов. Так, по состоянию на 1 июня в госбюджет поступило 2 трлн 284,1 млрд тенге — на 10,5% больше, чем год назад, в то время как его расходы выросли на 22% (до 2 трлн 287,2 млрд). Получается, премьер теперь просто ежегодно подстраховывается ссылками на возможные кризисные трудности, с тем чтобы хоть как-то снять с себя и правительства ответственность за снижение темпов пополнения казны!
Дефицит госбюджета к началу лета составил минус 149,7 млрд тенге — вдвое больше прошлогодней величины в минус 71,8 млрд с увеличением за май в 1,6 раза! Основная проблема заключается в налоговых поступлениях, объем которых в годовом выражении вырос всего на 2,9% (до 1 трлн 680,6 млрд). Эту брешь кабмин прикрывает деньгами будущих поколений, поступающими из Нацфонда в виде трансфертов, объем которых увеличился за год в полтора раза, до 550 млрд тенге (в прошлом году этот показатель сократился во столько же раз).
В расходной части госбюджета по-прежнему доминируют социальная помощь и соцобеспечение — почти 519 млрд тенге со скромным приростом за год на 8,8%, что вполне отвечает установке главы государства, отказавшегося в этом году наращивать затраты на эти цели на предвыборные 25—30%.
Далее следуют образование, ассигнования на которое увеличились в 1,5 раза, до 478,4 млрд, здравоохранение (21,8%, до 311,2 млрд), общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность (36%, до 192,7 млрд), жилищно-коммунальное хозяйство (14,7%, до 128,6 млрд), оборона (в 1,5 раза, до 124,5 млрд), транспорт и коммуникации (1,6%, до 118,6 млрд), госуслуги общего характера (21,7%, до 116,7 млрд).
Исходя из значительной разницы в динамике роста этих основных расходных статей казны, нетрудно предположить, какие из них попадут в список для секвестирования.
Республиканский бюджет, которым распоряжается кабмин, на 1 июня был исполнен по доходам в 1 трлн 877,2 млрд тенге, по затратам — в 2 трлн 14,5 млрд с дефицитом минус 264,6 млрд, возросшим за год на 41,9%.
В местных бюджетах царил привычный профицит — на этот раз 95,9 млрд тенге при доходах 1 трлн 188,2 млрд и расходах 1 трлн 53,9 млрд.
Источник: Газета “Голос Республики” №24 (246) от 29 июня 2012 года
Taken from:
Глава правительства решил страховаться?