Почему наши самолеты не летают в Европу? Отчего не «колышется» черта бедности? И что будем делать, когда нефть кончится? Эти вопросы звучали вчера на пленарном заседании парламента в запросах мажилисменов.
Нефтяным вопросом задался экс-кандидат в президенты Жамбыл Ахметбеков. С него и начнем еженедельный обзор парламентского «любопытства».
«Природные богатства недр Республики Казахстан не безграничны, они могут быстро закончиться, поставив нас в безвыходное положение, — констатировал депутат. — Следовательно, надо развивать альтернативные энергические технологии, в первую очередь, «зеленые», а для этого нужны новейшие глубокие знания, как ученым и преподавателям, так и всем специалистам и работникам».
Без должной подготовки специалистов мы ни пятилетки не выполним, ни в тридцатку развитых стран не войдем, потому как «конкуренция за 30‑е место среди развивающихся стран будет ожесточенной».
«Что для этого необходимо и как это решать? — задался вопросом Ахметбеков и предложил свой ответ: — Первое — прежде всего, надо продолжить совершенствование качества образования, всем вузам необходимо вести подготовку специалистов высочайшей квалификации».
Кроме того, организовать широкомасштабные повышение квалификации всех без исключения специалистов, чем сейчас практически никто не занимается — «повышением квалификации в основном охвачены только госслужащие, а также учителя и врачи». Нужен единый документ по повышению квалификации, считает депутат, где было расписана методика, расчет и планирование, источники финансирования на уровне государства, отрасли и области и контроль за повышением квалификации.
«Вот тогда система повышения квалификации заработала бы намного эффективнее, вскрылись бы недоработки и резервы», — заключил Ахметбеков.
Образованием, на этот раз — дистанционным, озаботился и мажилисмен Виктор Киянский. Дело в том, что при обсуждении закона «Об образовании» ряд депутатов четвертого созыва уже предлагали внести в него четкие статьи о дистанционном образовании, однако, к сожалению, эти предложения были отклонены в рабочей группе по причине увеличения бюджетных затрат.
Иностранные же вузы, даже такие, как Гарвард и Массачусетс, вовсю внедряют дистанционные формы обучения, устраняя неравенство между здоровыми людьми и инвалидами, молодыми и старыми, обеспеченными и не очень. Кстати, и в Казахстане есть вуз, имеющий подобный опыт, заметил «запрашивающий» — Карагандинский экономический университет.
«Что мешает Министерству образования и науки РК в рамках реформирования образования и автономизации университетов более эффективно использовать дистанционную форму образования, особенно для инвалидов, временно нетрудоспособных, живущих в отдаленных районах и военнослужащих?» — задал депутат конкретный вопрос и, видимо, будет ждать ответа на него от премьер-министра.
Депутат парламента Айкын Конуров обратился к навязшей в зубах проблеме черты бедности, определенной, как известно, в размере 40% от прожиточного минимума.
«В период с 2000-го по 2001‑й год черта бедности была установлена в размере 38% от прожиточного минимума. В 2002 году этот размер был увеличен на 2% — до 40%. И с тех пор он не меняется на протяжении уже более 12 лет! — возмутился депутат. — Вопреки принципам, заложенным в самих Правилах определения черты бедности, никакого поэтапного повышения не происходит. Фактически тем самым мы признаем, что за 12 лет в стране не произошло никаких социально-экономических улучшений, что не соответствует действительности».
Фракция «Народные коммунисты», заявил Конуров, полагает недопустимым произвольное толкование такого важнейшего социального показателя, как черта бедности, и просит сообщить, почему данный показатель «заморожен» уже 12 лет, а также упразднить действующие Правила определения черты бедности как морально устаревшие и разработать новые.
Заботой о людях было проникнуто и обращение Ольги Киколенко о заблаговременном переносе выходных дней на год. И действительно, постановления о переносе выходят обычно чуть не накануне праздничных дней, что не дает возможности распланировать отдых, «заранее выкупить авиабилеты, которые по цене значительно ниже, а приобретение билетов на поезда в краткосрочное время вообще не возможно».
Выход есть — утверждать все переносы одним постановлением на год вперед, что и предложила Киколенко.
К слову к праздникам, с авиацией в Казахстане все печально, продолжил тему депутат Николай Логутов. Инциденты с воздушными судами казахстанских авиакомпаний происходят все чаще, а реакции со стороны госрганов — никакой. «Похоже, что разговоры вокруг случая с крушением самолета в прошлом году о принимаемых мерах по обеспечению безопасности полетов, оказались пустым звуком», — сокрушался депутат.
В итоге казахстанские компании уже более пяти лет находятся в «черном списке» и им запрещены полеты на территории Европейского союза. «И мы видим, что подобное решение справедливо», — констатировал Логутов и потребовал кардинальным образом провести реформу системы управления гражданской авиацией на основе передовых международных стандартов.