Казахстанские таможенники готовы переименовать таможенный пост “Хоргос” для того, чтобы избавиться от напоминаний о так называемом хоргосском деле, фигурантами которого в 2011 году стараниями финполиции стало не только руководство означенного поста, но и сотрудники КНБ.
Автор: Серик БАЙДАУЛЕТОВ
О возможном переименовании своеобразного символа коррумпированности то ли в шутку, то ли всерьез заявил председатель Комитета таможенного контроля Министерства финансов Казахстана Мажит Есенбаев в ходе онлайн-конференции в агентстве BNews.
Переименуем и забудем?
Возглавивший таможню вскоре после скандальных разоблачений на “Хоргосе”, Есенбаев при вопросе о том, как КТК собирается искоренять практику создания при таможенных постах многоведомственных организованных преступных групп, аналогичных хоргосской, где “замаранными” оказались даже чекисты, весьма здраво рассудил, что на подобные вопросы лучше всего отвечать не без иронии.
- Злополучное “хоргосское дело” все время нам вспоминают, есть уже предложение переименовать таможенный пост “Хоргос”, по-другому его назвать, чтобы не вспоминали, — сказал он. — Но об этом в будущем, а сейчас, чтобы нормально работали таможенные посты, надо очень много внести изменений, одними административными методами, которыми мы сейчас пытаемся навести порядок, дело не решишь.
К изменениям глава КТК отнес создание “на наиболее сложных для нас постах, таких как “Хоргос”, “Кордай”, серьезной инфраструктуры, позволяющей решать вопросы электронного декларирования”.
- Многие сегодняшние проблемы связаны со скоростью оформления таможенных грузов, сервисом, сохранностью, стабильностью взаимоотношений таможни и участников ВЭД, — продолжил министр. — Но если эти проблемы системно решать, то надо убирать из этого звена человеческий фактор в лице таможенника, то есть автоматизировать систему услуг: она должна предоставлять возможность электронного общения с госорганом.
В этой связи министр напомнил, что с 17 июня этого года казахстанская таможня в обязательном порядке предоставляет участникам ВЭД возможность предварительного информирования по тем грузам, которые проходят через таможенную границу.
- Уже 87% участников ВЭД представляют этот документ в электронном формате нашим таможенным службам, — похвастался председатель КТК. — Недавно поезд контейнерный проходил на “Достыке” из Китая в Пардубице, и очень важно было нам показать, что мы можем быстро оформлять такие грузы, потому что рынок сейчас конкурентный и если мы в чем-то где-то замедлим, завтра просто другие государства заберут эти услуги. Так вот, полтора часа шло таможенное оформление этого груза на таможенном посту “Достык”, и все это благодаря тому, что мы внедрили предварительное информирование.
По словам Есенбаева, удаленный выпуск товаров позволит сократить количество таможенных постов.
Конкуренции не хватает
Правда, как и у всякого источника света, у внедрения продвинутых дистанционных технологий взаимоотношений таможни и участников ВЭД есть и своя теневая сторона. В случае с Казахстаном — это излишнее желание наших чиновников наплодить побольше информационных систем, накладывающихся друг на друга.
- Проблемы с электронным декларированием у нас имеются потому, что мы иногда, к сожалению, не закончив одну работу, хватаемся за другую, — посетовал Есенбаев. — У нас на сегодня в таможенной службе реализуется программа развития таможенной службы со Всемирным банком, где в 2014 году намечено решение вопроса с электронным декларированием, программа “Е‑таможня”, программа единого окна, и они все очень дорогие. И мы говорим — давайте завершим одну программу, убедимся в ее работоспособности и дальше будем двигаться в соответствии с необходимыми направлениями работы.
По выражению лица главного таможенника в этот момент было видно, что он сильно сомневается в том, что ему кто-то даст работать “постепенно”, а не потребует отрапортовать наверх, что все инфосистемы в таможне не только готовы, но и запитаны на одну большую красную кнопку, чтобы нажал на нее — и покатили победные реляции о снижении коррупции и увеличении внешнеторгового товарооборота со всем миром… Но выражение лица и тени, омрачающие чело чиновника, к сожалению, к газетной статье не пришьешь, потому остается ссылаться на безэмоциональную стенограмму.
Ведущая не удержалась и процитировала Есенбаеву его же слова двухмесячной давности, когда он заявил, что стоимость транспортных услуг у таможенных перевозчиков на том же злополучном “Хоргосе” доходит до 7 тысяч долларов, что ни в какие ворота не лезет. И спросила, что намерена делать таможня с этой проблемой.
- Если бы там была нормальная конкурентная среда, было бы большее количество таможенных перевозчиков, больше был бы выбор — тогда были бы и услуги дешевле, — признался Есенбаев и вспомнил про коррупцию, но уже не на таможенном посту, а в среде перевозчиков.
При этом председателя КТК не смутил тот факт, что на практике вхождение в рынок структур с участием государства (в качестве собственника ли, в качестве “крыши” ли) у нас обычно приводит исключительно к монополизации рынка. И, как следствие, к повышению стоимости — так что семь тонн “зеленых” за автопробег от “Хоргоса” до ЦТО еще может оказаться со временем вполне себе божеской ценой…
В поисках денег
Ну а что до кадров, которые, как известно, решают все, то председатель КТК отказался принимать поздравления с точностью своего прогноза по количеству уволенных сотрудников правоохранительного блока таможни (Есенбаев пророчил увольнение четверти личного состава, и аттестацию не прошли 23%).
- Я не сильно удовлетворен тем, что мое предсказание сбылось прямо по процентам, я все-таки надеялся, что вдруг ошибусь, — заверил он участников конференции. — Из 878 служащих, которые проходили аттестацию, 717 прошли, остальные были или уволены из органов, или перешли на другую работу, в том числе в таможне. Но мы на этом не остановимся. В 2013 году мы собираемся провести полную аттестацию сотрудников, в том числе и в фискальном блоке, я думаю, там у нас тоже будут выявлены те, кто недостоин звания сотрудника таможенных органов.
Напоследок Есенбаева попросили привести какой-нибудь пример качественного улучшения работы казахстанской таможни после его прихода. Он сослался на статистику внешнеторгового оборота с Китаем, который у таможенных служб двух стран все время разнился на несколько миллиардов долларов и в этом году будет исчисляться “всего лишь” сотнями миллионов.
- Все время говорили о том, что в 2010 году разница в статистике внешнеторгового оборота между Китаем и Казахстаном составляла $5,8 миллиарда, в 2011 году — $3,8 миллиарда. Статистика не бьется — куда эти деньги подевались? — напомнил глава КТК и объяснил: — Мы провели очень серьезную в этом году работу не только в китайском направлении, но и с Кыргызстаном. Должен к большому удовлетворению своему сказать, что по 2012 году мы выходим на показатель где-то порядка 800 миллионов. Такое будет расхождение.
Надо учесть, что внешнеторговый оборот между Казахстаном и КНР — это более $21 миллиарда, а в 2015 году будет $40 миллиардов. В соответствии с методикой Всемирной торговой и Всемирной таможенной организаций погрешность может быть до 10%, то есть мы идем уже ниже погрешности, которая могла бы быть, исходя из этой методики.
Источник: Газета “Азат” №13(313) от 14 декабря 2012 года