Жамбылский филиал партии «Алга» в полном составе получил на этой неделе повестки с требованием явиться в местный департамент КНБ. Как позже выяснилось, в центре внимания чекистов алговцы оказались лишь потому, что перечислили по тысяче тенге в фонд помощи бастующим нефтяникам Мангистау.
Автор: Татьяна ТРУБАЧЕВА
Как проходил допрос, что именно интересовало сотрудников КНБ, мы попросили рассказать руководителя жамбылского филиала регистрируемой партии «Алга» Даметкен Жарылкасынову.
- Даметкен Каипбаевна, зачем Вас вызывали в ДКНБ по Жамбылской области?
- Это была инициатива не наших «комитетчиков», им пришло «отдельное поручение» из КНБ Жанаозена. Поручение подписано руководителем следственной группы Толыкбаевым, видимо, он занимается делами Владимира Козлова, Айжангуль Амировой и других. В документе было написано, кого именно нужно допросить и какие именно вопросы задать. Нас допрашивал старший следователь по особо важным делам следственного управления ДКНБ по Жамбылской области подполковник юстиции Жоламан Нурпеисов.
- Так Вы не одна ходили на допрос?
- Нас было шестеро, все активисты партии «Алга». Когда мои однопартийцы по очереди сказали Нурпеисову, что являются членами партии «Алга», он съязвил: «Давали ли вы клятву этой партии?» Я вмешалась и ответила ему, что клятву дают медицинские работники, а чтобы стать членом какой-либо политической партии, клятву давать не обязательно.
- Вас, извините, гуртом допрашивали? Или, может, это не допрос был?
- Мы сидели все вместе в одном кабинете, нам по очереди задавали одни и те же вопросы. Допрос начали с меня. Это было нам на руку: следующему отвечающему было легче сориентироваться. В конце мы все подписали протоколы допроса свидетелей. Подписку о неразглашении с нас не брали, поэтому я вам все это рассказываю.
- Какие вопросы Вам задавали?
- Спрашивали, где и кем работаем, имеем ли отношение к партии «Алга» и коалиции «Халык Майданы». Если имеем, то какое? Знакомы ли лично с Владимиром Козловым, Айжангуль Амировой, Болатом Атабаевым, Жанболатом Мамаем и Сериком Сапаргали? Если да, когда и где познакомились? Какие отношения поддерживаем с фигурантами дела? Знаем ли Утарбаеву Нурсулу? Кто из руководителей партии просил нас отсылать деньги на счет Утарбаевой? Чьи эти были деньги? Сколько денег отправили? Сколько раз? Какие отношения с Утарбаевой? Есть ли знакомые в Жанаозене? Поддерживаем ли с ними связь? Вот такие вопросы нам были заданы.
- А Вы знаете Нурсулу Утарбаеву?
- Лично не знакома. Но где-то в сентябре прошлого года мы увидели в Интернете просьбу оказать помощь бастующим нефтяникам Мангистау. Там был указан счет именно Утарбаевой. И мы действительно отправляли на ее счет по 1000 тенге. (В сентябре прошлого года коалиция «Халык Майданы» на самом деле провела акцию «Протяни нефтяникам руку помощи». Для распределения денег семьям рабочих создан комитет доверенных лиц, чтобы процесс распределения средств был максимально прозрачным. Одним из доверенных лиц действительно являлась Нурсулу Утарбаева, человек из числа бастующих, которую сами участники акции протеста наделили таким статусом и открыли счет на ее имя — авт.)
- Что Вам еще запомнилось в общении со следователем?
- Когда мы все были в кабинете следователя, он хотел было надавить на нашу самую молодую сотрудницу, сказав: «А может, вам Жарылкасынова сказала отправить деньги? Или еще кто?» Я сразу его приструнила: «Не давите на нее, принимайте ответ таким, какой есть». Еще я спросила Нурпеисова: «Если из-за пересылки 1000 тенге столько вопросов, что было бы, если бы отправили больше?» В ответ он мило улыбнулся и сказал: «Я выполняю то, что мне поручено».
…Видимо, допрос в Таразе — это только начало. Сейчас, по идее, должны допросить всех, кто помогал нефтяникам. А что, очень удобная схема по искусственному созданию ОПГ: помогал нефтяникам деньгами, значит, участвовал в организации беспорядков в Жанаозене!
Источник: Газета “Голос Республики” №11 (233) от 23 марта 2012 года
Taken from:
ГАЗЕТА — Таразских алговцев запишут в ОПГ?