Причислив своего врага к «ОПГ Аблязова», вы обеспечиваете ему «жесткую посадку» – к такому выводу приходишь после разговора с практикующим адвокатом. У казахстанских следователей, как выясняется, «вошло в моду» обвинять людей в пособничестве политику и бизнесмену Мухтару Аблязову, причем они не утруждают себя доказательствами.
Автор: Татьяна ПАНЧЕНКО
Так, например, по словам Серика Сарсенова, происходит в деле Владимира Чалышева, у которого не первый год длится тяжба с бывшим бизнес-партнером — депутатом мажилиса Ромином Мадиновым. Последний в судах завсегдатай. В прессе широко освещалась его тяжба с газетами «Тасжарган» и «Общественная позиция», к которым Мадинов предъявил многомиллионные иски и выиграл. Также депутат «засветился» в скандале вокруг компании «Агроцентр Астана». Раздел бизнеса сопровождали «маски-шоу» с захватом офиса сотрудниками охранного агентства. Чалышев тогда обвинил компаньона в рейдерстве, а Мадинов подал на обидчика в суд.
С судьбы бизнесмена Чалышева начался наш разговор с Сериком Сарсеновым.
Мышление вдали от мозга
- Серик Камбарович, что сейчас с Чалышевым?
- Владимир Чалышев уже восьмой месяц находится под стражей по обвинению в тяжком преступлении против собственности — мошенничестве. Его обвиняют в том, что он совершил преступление путем обмана и злоупотребления доверием.
- Кого же он обманул и чьим доверием воспользовался?
- В том-то и дело, что никакого обмана в его деле нет, как нет и доказательств предварительного сговора. Вы почитайте постановление о привлечении его в качестве обвиняемого! Ужаснетесь так же, как и я.
Если вспомнить афоризм Станислава Ежи Леца, то возникает предположение, что при предъявлении Чалышеву обвинения члены следственной группы и надзирающие прокуроры пользовались «интеллектуальной периферией, когда активизация мышления происходит вдали от мозга».
- Так Чалышев радоваться должен, что нет доказательств обмана и сговора? Разве не так?
- Не так! Это существенное нарушение уголовно-процессуального закона. Оно не только ограничило, но практически лишило Чалышева конституционных прав на защиту и получение квалифицированной юридической помощи. Он же не знает, кого и каким образом обманул, и лишен предусмотренных ст. 60 УПК прав предъявлять доказательства и приводить доводы о своей невиновности.
В «деле Чалышева» есть еще один любопытный нюанс: сначала его обвиняли по одной статье УК, а в конце следствия вдруг предъявили уже три статьи и тут же объявили об окончании следствия, опять-таки ограничив его права на защиту. Теперь Чалышев оказался пособником… Аблязова и Жаримбетова. Причем в постановлении уже по традиции не были описаны действия Чалышева, подпадающие под «пособничество».
- Но если самого Аблязова не осудили, могут ли судить его «пособников»?
- Так в том-то и дело: никакого судебного процесса, где Аблязов и Жаримбетов признаны преступниками, не было! Не было приговора, где говорилось бы о виновности вышеуказанных фигурантов! И вообще здравым умом невозможно понять, как можно обвинить человека за содействие в совершении мнимого преступления!
Причем я усомнился в собственной вменяемости и обратился с адвокатским запросом к ученому Ахметову Б. И., который дал доктринальное толкование пособнику в уголовном преступлении. Его выводы совпали с моими, и заключение специалиста я приложил к ходатайству судье Бостандыкского райсуда Алматы. Результатов — ноль.
Раз нет приговора, как можно человека осуждать и признавать виновным за то, что он якобы пособником был?! Это не только юридический нонсенс, это нонсенс с человеческой точки зрения. Под фамилией «Аблязов», получается, все прокатит. Телегу поставили впереди лошади!
- Телега давно уже уехала так далеко вперед, что вряд ли какая-то лошадь ее догонит. Вспомните «дело БТА».
- У меня там подзащитных нет, но моего близкого приятеля, генерала Раимхана Узбекгалиева, осудили по этому делу. Там по двум делам можно подсчитать, сколько человек осуждено за пособничество Аблязову в хищениях — несколько десятков. Ужас в том, что они заведомо незаконно осуждены. А мой знакомый не принял мою помощь. Все говорили: «Надо все тихо-тихо, шума не поднимать». Вот они все тихо и сели. Причем из десятка адвокатов по делу сотрудников БТА только один в апелляционной жалобе написал о пособничестве в совершении преступления, которого юридически не было.
- Так Чалышев какую линию защиты выбрал?
- В своих обращениях к президенту Назарбаеву, главе администрации президента Масимову, председателю мажилиса Нигматулину и главе комиссии при президенте по вопросам борьбы с коррупцией Абдыкаримову он пишет, что депутат Мадинов «скромно умалчивает о своих тесных деловых связях с государственным преступником Аблязовым М. К. и о совместном с ним бизнесе за рубежом».
«К президенту обращаться бесполезно»
- Вы участвуете в качестве адвоката также в «хоргосском деле». Там тоже есть ляпы?
- Два моих подзащитных по «хоргосскому делу» год без десяти дней находились под стражей по вот этим вот бумажкам (показывает постановления о привлечении в качестве обвиняемого), где написано, что они неоднократно совершили контрабанду.
Так вот, в этих постановлениях нет ни одного факта контрабанды! То есть, какого числа, на какой машине или ишаках перевозили контрабанду, не сказано. События контрабанды не описано! Как защищаться, если не указано, какие они совершили преступления?!
За десять дней до окончания годичного срока ареста мои подзащитные получили новое постановление следователя, где было написано, что они совершили два эпизода контрабанды. Их действия заключаются в том, что один из двоих (!) заполнил транзитную декларацию и якобы подделал при этом сопроводительные документы.
Ужас заключается в том, что при транзите грузов нет состава преступления «экономическая контрабанда», а есть административное правонарушение. При экономической контрабанде объектом являются экономические интересы государства, а при транзите никакие налоги и платежи не уплачиваются, поэтому экономические интересы государства не страдают. То есть объекта преступления нет и нет состава преступления, а люди сидят под стражей уже полтора года…
- Ну а если пожаловаться на таких горе-следователей в прокуратуру?
- Прокуратура полностью отошла от своего конституционного назначения — осуществлять высший надзор за законностью и устранять нарушения законности. Она ничего не устраняет, если команда сверху не поступит.
Доходит до абсурда. Например, Генеральная прокуратура отказывается принимать жалобы, если до этого «жалобщик» не обратился к прокурору области или города республиканского значения и не получил ответа за подписью именно главы областной или городской прокуратуры. Подпись заместителя их не устраивает. А на мои письма в прокуратуру Алматы приходят ответы за подписью заместителя прокурора города Сулейменова. И что делать?!
- Но хоть какой-то толк от обращений в прокуратуру есть?
- Толку немного — на все приходит одна стандартная отписка: «Гражданин обвиняется в тяжком преступлении, вина его доказана собранными доказательствами, оснований для отмены не имеется». И ни одного довода, хотя в законе сказано, что ответы прокуратуры должны быть мотивированы.
- А если обращаться к президенту?
- К нему бесполезно обращаться. Он тусовкой занимается, нули переставляет на должностях. Пытается из нулей слепить восьмерок.
Комментарий к «делу Козлова»
«Раз это политизированное дело, если его приговорят к реальному сроку наказания, то никто его не выпустит, никто не отменит приговор, — сказал Серик Сарсенов и предложил: — Единственный путь таков: писать апелляционную жалобу. Как только ее рассмотрят, надзорную и ходатайство генеральному прокурору. Тогда все правовые возможности в государстве Казахстан будут исчерпаны. После этого сразу писать в ООН в Комитет по правам человека о нарушении Казахстаном статьи 14 Международного пакта — лишении права на справедливое беспристрастное судебное разбирательство».
По мнению Сарсенова, пройти все инстанции можно до лета и даже раньше, если в январе-феврале отправить жалобу: «Там год-два надо ждать рассмотрения. Но если международные организации помогут передвинуть пораньше, чтобы рассмотрение не в 2015‑м, а, скажем, в 2013 году состоялось. И вот когда будет вердикт комитета ООН, будет признано, что нарушено право Козлова на справедливое рассмотрение, я не думаю, что государство отмахнется от такого вердикта».
Источник: Газета “Голос Республики” №37 (259) от 5 октября 2012 года
See the original article here:
ГАЗЕТА — Связь с Мухтаром Аблязовым – «царица доказательств»?!