12 C
Астана
19 апреля, 2024
Image default

ГАЗЕТА — Россия и Казахстан застряли в эпохе средневековья

Не будет пре­уве­ли­че­ни­ем ска­зать, что лидер груп­пы ДДТ Юрий Шев­чук – это тот чело­век, про кото­рых гово­рят “послед­ний из моги­кан”. По край­ней мере, в рос­сий­ском роке. Конеч­но, речь не идет о том, что рок-музы­ка в Рос­сии как суб­куль­ту­ра мерт­ва, а Шев­чук остал­ся послед­ним рок-н-роль­щи­ком. Нет. Он один из немно­гих питер­ских роке­ров, начи­нав­ших свой путь в дале­кие 80‑е годы про­шло­го сто­ле­тия в леген­дар­ном Ленин­град­ском рок-клу­бе, кто сохра­нил вер­ность сво­им прин­ци­пам и убеж­де­ни­ям, соглас­но кото­рым рок-пес­ни – это не набор пустых фраз и все­го лишь вид ком­мер­че­ской дея­тель­но­сти, а в первую оче­редь музы­ка про­те­ста, спо­соб про­све­ще­ния и самореализации.

 

Автор: Юрий ШЕВЧУК

 

Может быть, имен­но эта вер­ность прин­ци­пам застав­ля­ет его в отли­чие от подав­ля­ю­ще­го боль­шин­ства совре­мен­ных рос­сий­ских роке­ров иметь свою граж­дан­скую пози­цию. Как Юрий Шев­чук оце­ни­ва­ет про­шлое и видит буду­щее про­тестно­го дви­же­ния, мы попро­си­ли его рас­ска­зать в интер­вью наше­му изданию.

Вождям — все, наро­ду — ничего

- Юрий Юли­а­но­вич, в послед­нее вре­мя Ваша поли­ти­че­ская актив­ность пошла на убыль или ее про­сто не освещают?

- Нет, она на убыль не пошла. Про­сто сей­час мы очень мно­го рабо­та­ем. Мы мно­го ездим и вез­де поем о сво­бо­де, люб­ви, доб­ре, свет­лой Рос­сии. Это очень важ­но, и люди это пони­ма­ют. Смею вас заве­рить, поли­ти­че­ская рабо­та у нас идет, но на худо­же­ствен­ном, твор­че­ском уровне.

- Как Вы отно­си­тесь к “болот­ной” оппозиции?

- Я при­ни­маю уча­стие в “мар­ше Несо­глас­ных” с 2007 года, когда еще Дима Быков (писа­тель и жур­на­лист) гово­рил, что все это — фиг­ня. Было дело, и заби­ра­ли в авто­зак. А на допро­сах в КГБ сидел еще в 1985 году — в этом смыс­ле у меня бога­тый послуж­ной спи­сок (сме­ет­ся). Меня даже изгна­ли за пес­ню из ком­со­мо­ла в свое вре­мя. Мно­го чего было, и мы мно­го чего доби­лись, по край­ней мере в Питере.

- Как объ­яс­ни­те фено­мен ныне покой­но­го лиде­ра груп­пы “Граж­дан­ская обо­ро­на” Его­ра Лето­ва, кото­рый до рас­па­да Совет­ско­го Сою­за высту­пал про­тив совет­ской вла­сти, а уже после его рас­па­да рез­ко ушел “вле­во”?

- Он, как любой граж­да­нин Рос­сии и Казах­ста­на, ожи­дал от бур­жу­аз­ной рево­лю­ции, новой вла­сти и вождей спра­вед­ли­во­сти и соб­ствен­но­сти. Но в ито­ге народ не полу­чил ни того ни дру­го­го, а вожди полу­чи­ли все. И вот поче­му: к сожа­ле­нию, народ пас­сив­но себя ведет — он уже не верит ни во что, его уже обма­ну­ли несколь­ко раз. И сде­лать так, что­бы народ вновь пове­рил в демо­кра­тию, а не пле­вал­ся и не мате­рил­ся, услы­шав это сло­во, — это огром­ный и кро­пот­ли­вый труд. Очень мно­го было сде­ла­но неправильного.

- Полу­ча­ет­ся, совет­ская парт­но­мен­кла­ту­ра дис­кре­ди­ти­ро­ва­ла сло­во “ком­му­низм”, а затем, пере­кра­сив­шись в либе­ра­лов, втоп­та­ла в грязь и “демо­кра­тию”?

- Ну да. Совет­ский Союз раз­ва­ли­ли те самые пар­тий­ные бон­зы, кото­рые ко все­му про­че­му захо­те­ли еще и мно­го денег. И сей­час эти же бон­зы нахо­дят­ся у вла­сти. При этом наро­ду не дали ниче­го, кро­ме пода­чек с цар­ско­го сто­ла. В этих усло­ви­ях народ уже не любит ни оппо­зи­цию, ни власть. Народ уже ни во что не верит, и это самое печальное.

Наши кон­цер­ты береж­но и тон­ко гово­рят о чело­ве­ке, лич­но­сти, о том, что это очень боль­шое богат­ство, что если зада­ешь себе хоть один вопрос и пыта­ешь­ся на него най­ти ответ, то твоя лич­ность начи­на­ет рас­ти. Ты уже не будешь бол­том или вин­том систе­мы, быд­лом или хомячком.

- Какие имен­но силы в сре­де Несо­глас­ных Вы поддерживаете?

- Да я боль­ше все­го под­дер­жи­ваю саму “дви­жу­ху”. Я пока не вижу хариз­ма­тич­ных лиде­ров. Навер­ное, тако­вых долж­на родить пери­фе­рия, как это обыч­но быва­ет. Мне кажет­ся, что уезд­ная Рос­сия выдви­нет в свое вре­мя таких бой­цов. А сто­лич­ные — они все очень пижо­ни­стые. Любят в кафе поси­деть, выпить буты­лоч­ку “Хенес­си”.

Потом, постро­ить граж­дан­ское обще­ство — это очень боль­шой и дли­тель­ный труд. Помни­те у Шук­ши­на: “Народ к раз­вра­ту готов. А где же кра­си­вые жен­щи­ны? Все заму­жем”. Вот и наши лиде­ры все заму­жем (сме­ет­ся).

- Вам пред­ла­га­ли стать еди­ным кан­ди­да­там в пре­зи­ден­ты от оппо­зи­ции. Поче­му отказались?

- А раз­ве это не понят­но? (Улы­ба­ет­ся) Каж­дый дол­жен зани­мать­ся сво­им делом. И мне кажет­ся ино­гда, что мы сво­ей рабо­той дела­ем не мень­ше, чем вся наша оппо­зи­ция. Мы под­ни­ма­ем ста­ди­о­ны и гово­рим людям хоро­шие вещи с доб­ром и береж­но. Это очень важ­но, пото­му что не хва­та­ет люб­ви. Помни­те, как гово­рил апо­стол Павел: “Любая исти­на, ска­зан­ная без люб­ви, есть ложь”. Поэто­му все надо делать с любо­вью, а не из-под палки.

“Это пло­хо, когда ниче­го не движется”

- Вы гово­ри­ли, что судь­ба чело­ве­ка в Рос­сии зави­сит от того, нахо­дишь­ся ты в систе­ме или нет. Вы хоте­ли бы стать частью этой системы?

- В этой систе­ме мы не игро­ки. Она мне не нра­вит­ся. Я хочу тоталь­ной модернизации.

- А в каком направлении?

- Во всех сра­зу (сме­ет­ся). А если серьез­но, то преж­де все­го хоте­лось бы вос­ста­но­вить чело­ве­че­ские отно­ше­ния меж­ду людь­ми. Один хоро­ший фран­цуз­ский соци­а­лист ска­зал, что “рыноч­ная эко­но­ми­ка — это непло­хо, но рыноч­ные отно­ше­ния меж­ду людь­ми — это чудо­вищ­но”. У нас как раз это и полу­чи­лось: мы про­да­ем и поку­па­ем друг дру­га. И наша новая про­грам­ма как раз о том, что нель­зя про­да­вать чело­ве­ка и нель­зя его поку­пать. Это не вещь.

- Инте­рес­но тогда узнать: по поли­ти­че­ским убеж­де­ни­ям к кому Вы боль­ше себя отно­си­те — к “левым” или “пра­вым”?

- Даже не знаю. Есть хоро­шее выска­зы­ва­ние Уин­сто­на Чер­чил­ля. Смысл при­мер­но такой: если тебе 15 лет и ты не рево­лю­ци­о­нер, то не име­ешь серд­ца, а если тебе 50 и ты не кон­сер­ва­тор, то не име­ешь разу­ма. Навер­ное, у меня нет разу­ма, ведь рок-н-ролл — это пес­ни про­те­ста. И мы о них нико­гда не забы­ва­ли, в отли­чие от наших неко­то­рых коллег.

- А как Вы отно­си­тесь к Вла­ди­ми­ру Пути­ну как к лич­но­сти и политику?

- Как лич­ность он мне не зна­ком. Как ска­зал один монах, есть две тай­ны в этом мире: бог и чело­век. Если бы я с ним подоль­ше пооб­щал­ся, а так… задал ему несколь­ко вопро­сов (речь идет о зна­ме­ни­той встре­че Пути­на с интел­ли­ген­ци­ей в про­шлом году, где на вопро­сы Шев­чу­ка он в нача­ле уточ­нил, как его зовут).

Мне кажет­ся, Путин в чем-то уже ана­хро­низм — пора дать пору­лить дру­гим ребя­там, более адек­ват­ным наше­му вре­ме­ни. Рос­сию нуж­но дви­гать в сто­ро­ну раз­ви­тия про­мыш­лен­но­сти, про­из­вод­ства, новых соци­аль­но-эко­но­ми­че­ских отно­ше­ний. А это­го, к сожа­ле­нию, не про­ис­хо­дит. Идет стаг­на­ция под назва­ни­ем “ста­биль­ность”. Но ста­биль­ность в абсо­лю­те есть смерть: когда ниче­го не дви­жет­ся, это пло­хо для любой стра­ны. Все­гда долж­на быть динамика.

У нас есть пес­ня “Ларь­ки”: настро­и­ли небо­скре­бов, сде­ла­ли евро­ре­мон­ты, а моз­ги-то оста­лись на преж­нем уровне — пол­ное сред­не­ве­ко­вье. Вот как их убрать? Как изме­нить отно­ше­ния, когда, если у тебя есть кси­ва или мигал­ка — ты выс­шая каста, а зна­чит, как-буд­то луч­ше и чест­нее того, у кого их нет? У нас до сих пор сослов­ные стра­ны — кня­зей, бояр, куп­цов и тяг­ло­во­го наро­да. А меж­ду ними про­пасть. Все это нас раз­дра­жа­ет и не устра­и­ва­ет. Мы же не в XVI веке живем!

Тира­ния дол­го не живет

- Кто может сего­дня что-то изме­нить, напри­мер, в России?

- Я упо­ваю на моло­дежь. Сей­час мно­го хоро­ших моло­дых людей рас­тет, кото­рые не зна­ют желез­ных зана­ве­сов, видят мир и хотят что-то изме­нить в стране к лучшему.

Потом, исто­ри­че­ский про­цесс — очень слож­ная вещь. Недав­но пере­чи­тал “Исто­рию фран­цуз­ской рево­лю­ции 1789—1793 годов”. Про Дан­то­на, Робес­пье­ра, Мара­та. Были “левые” и “пра­вые”, но все они в ито­ге были гильо­ти­ни­зи­ро­ва­ны, и при­шел тиран Напо­ле­он. То есть опас­но­стей мно­го, посколь­ку чело­ве­че­ские отно­ше­ния — это самое слож­ное, что есть в этом мире.

Мы рож­де­ны нерав­ны­ми, но мы пыта­ем­ся добить­ся равен­ства всех перед зако­на­ми, невзи­рая на ста­ту­сы и соци­аль­ное поло­же­ние. Для меня это пер­вый маяк, кото­ро­го надо достичь. Тогда нач­нут­ся дру­гие отно­ше­ния меж­ду людь­ми. Если бед­ный, уни­жен­ный и сла­бый чело­век смо­жет в суде побо­роть силь­но­го, наг­ло­го, жад­но­го, вот тогда и будет прогресс.

- Не кажет­ся ли Вам это утопией?

- В 1792 году во Фран­ции это было уто­пи­ей, но через 200 лет это все рав­но слу­чи­лось. У них есть сво­бод­ные проф­со­ю­зы, кото­рые могут вый­ти на демон­стра­ции в любой момент. А в Рос­сии и Казах­стане это­го нет. Надо над этим рабо­тать, ведь дру­го­го пути у нас нет. Тира­ния дол­го не живет.

- А каким Вам пред­став­ля­ет­ся буду­щее, если смот­реть через приз­му про­шло­го и настоящего?

- Люди за все эти годы (после рас­па­да СССР) не про­све­ти­лись. Тогда (в нача­ле 90‑х) я сам был сре­ди людей на пло­ща­дях и пел “Не стре­ляй”. Ожи­да­ния были очень боль­шие, но они не оправ­да­лись. Все ока­за­лось гораз­до слож­нее — в тыся­чу раз.

Тогда необ­хо­дим был новый соб­ствен­ник в стране. Но кто им стал? Пар­тай­ге­нос­се, ком­со­моль­ские вожди и спец­служ­бы. То есть те, кто был воз­ле основ­ных денеж­ных пото­ков. Они и сей­час рулят. Но мне кажет­ся, все это ненадолго.

Я ни к чему не при­зы­ваю, кро­ме того что­бы ста­но­вить­ся умней и доб­рей. Любая рево­лю­ция, даже духов­ная, долж­на быть очень серьез­но про­ду­ма­на, пото­му что без это­го будет про­сто бунт с раз­би­ты­ми витринами.

- Не кажет­ся ли Вам, что совре­мен­ные систе­мы ока­за­лись намно­го под­лее, лици­мер­нее и хит­рее существовавшей?

- Та систе­ма в мину­ты сла­вы тоже была “на высо­те”. У каж­дой систе­мы есть свои пико­вые пери­о­ды. А то, что совре­мен­ные систе­мы ока­за­лись под­лее и хит­рее, согла­сен. Но не было и нет ни одной циви­ли­за­ции, где бы власть иму­щие отда­ли власть наро­ду про­сто так.

- Полу­ча­ет­ся, ее надо забирать?

- Или заби­рать, или про­сто эво­лю­ци­о­ни­зи­ро­вать — какое-то дурац­кое нерус­ское сло­во. Но как, я не знаю. Я не хочу крови.

…Нам оста­ет­ся напом­нить, что кон­церт ДДТ в Алма­ты прой­дет сего­дня во Двор­це спор­та. Нача­ло в 20:00.

Груп­па ДДТ в “чер­ном спис­ке” у “Пер­во­го канала”

Весь­ма инте­рес­ны­ми ока­за­лись отве­ты Юрия Шев­чу­ка на пресс-кон­фе­рен­ции в Алма­ты в сре­ду. Рок-музы­кант охот­но вспо­ми­нал встре­чу с Вла­ди­ми­ром Пути­ным и делил­ся сво­им мне­ни­ем об офи­ци­аль­ных СМИ России.

Отве­чая на вопрос, запом­нил ли Вла­ди­мир Путин его имя после извест­но­го диа­ло­га на встре­че рос­сий­ско­го пре­зи­ден­та с интел­ли­ген­ци­ей в про­шлом году, Шев­чук рас­ска­зал, что “он при­слал мне теле­грам­му и побла­го­да­рил за беседу”.

Ком­мен­ти­руя же вопрос, как бы реа­ги­ро­вал Вла­ди­мир Высоц­кий на то, что сего­дня про­ис­хо­дит в Рос­сии, музы­кант при­вел в при­мер офи­ци­аль­ное телевидение.

- Сей­час у нас в Москве с пом­пой празд­ну­ют на “Пер­вом кана­ле” дни рож­де­ния Вла­ди­ми­ра Высоц­ко­го с пода­чи Кон­стан­ти­на Эрн­ста. Гово­рят, стра­да­ют: “Какой был Вла­ди­мир Семе­но­вич чело­век! Прав­ду пел”. Забы­вая при этом, что в свое вре­мя он был в “чер­ном спис­ке” на том же “Пер­вом кана­ле”, — акцен­ти­ро­вал вни­ма­ние Шев­чук. — Сей­час в этом спис­ке и мы, пото­му что тоже поем прав­ду. Это вели­кое хан­же­ство, дву­ли­чие и вооб­ще свинство.

Музы­кант пред­по­ло­жил, что если бы Высоц­кий был жив, то высту­пил бы про­тив этого.

- Вот Вла­ди­мир Семе­но­вич умер, а они ему, как мерт­во­му льву, зубы отпи­ли­ли, ног­ти остриг­ли. Конеч­но, он бы им дал сей­час всем… — под общий смех зала ска­зал музы­кант. — Они так посту­па­ют со все­ми мерт­вы­ми льва­ми. Мы обя­за­тель­но напи­шем об этих людиш­ках. Нема­ло, но с любо­вью. Пошутим.

Под­го­то­вил Сер­гей ЗЕЛЕПУХИН

Источ­ник: Газе­та “Азат” №12(312) от 7 декаб­ря 2012 года

See the article here:
ГАЗЕТА — Рос­сия и Казах­стан застря­ли в эпо­хе средневековья

архивные статьи по теме

От ОПЕК ждут сохранения квот

Блудный зять отказался от сына?

Wikileaks про интересы США в Казахстане