Под занавес парламентской сессии депутаты мажилиса вывели на первый «финиш» один из самых долгих и многострадальных законопроектов – «О микрофинансовых организациях». Этот документ на рассмотрении парламента находился за последние годы не раз и, попав в очередной раз в мажилис в январе 2012 года, к концу июня «добрался» до рассмотрения на пленарном заседании в первом чтении.
Автор: Тимур ВАЛИЕВ
Представлял законопроект мажилисменам заместитель председателя Национального банка Данияр Акишев. Он сразу же пояснил: ситуация с микрокредитованием в стране сложилась неоднозначная.
- С одной стороны, микрокредитные организации на селе выполняют достаточно значимую финансовую поддержку сельчан, но с другой — в этом секторе большие злоупотребления. К сожалению, отсутствие государственного регулирования привело к тому, что микрокредитные организации превратились в ростовщические, — сказал он.
При этом действующие микрокредитные организации зачастую самостоятельно устанавливают процентные ставки, порядок предоставления и изъятия залогового имущества. Есть даже случаи, когда МКО изымали имущество буквально улицами — из-за просроченных кредитов.
- Потому что существующая ситуация такова: заемщики, не осознающие своих прав, теряют последнее имущество и теряют свой бизнес из-за того, что берут микрокредиты. И в результате остаются ни с чем, а жаловаться некому. Потому что на этом рынке не присутствует, не существует государственного регулирования, — посетовал г‑н Акишев.
После принятия закона ситуация на рынке микрокредитов изменится, пообещал зампред. В первую очередь рынок будет регулироваться Национальным банком, а на МФО будут распространяться пруденциальные нормативы.
Тем не менее депутаты усомнились в правильности предлагаемых подходов правительства, предположив, что вряд ли Нацбанк своим присутствием ограничит деятельность микрокредитных организаций.
И даже упрекнули Нацбанк в том, что он своими действиями и этим законопроектом пытается пролоббировать коммерческие банки, забывая о том, что банковские кредиты далеко не всем по карману.
- Мы будем регулировать этот рынок и смотреть, кто на этом рынке работает, — возразил г‑н Акишев. — И не допускать на этот рынок, во-первых, компании, которые однозначно работают как ростовщики и, во-вторых, которые будут применять какие-то меры по отношению к заемщикам, не предусмотренные законом (в части процентных ставок, работы с клиентами и так далее).
Мажилисмен-коммунист Владислав Косарев поинтересовался у представителя Нацбанка статистикой деятельности МКО в стране. Однако оказалось, что детальных данных деятельности этих организаций у Нацбанка нет. Данияр Акишев лишь озвучил, что всего в стране сейчас действует 1756 МКО.
Кстати, из этих МКО в городе работают 77% и лишь 23% — в сельской местности.
- Мы не очень понимаем, что делают все эти МКО в городе, насколько они адекватно работают с населением, — признался зампред Нацбанка.
- Фактически на этом рынке работают не более 600 компаний. Все остальные, по всей видимости, какие-то фирмы-однодневки, которые присутствуют на этом рынке и, немного поработав, скорее всего, заработав деньги, уходят с этого рынка. Поэтому мне сложно говорить, сколько компаний обанкрочено, сколько компаний предъявили иски, потому что данной статистики нет, — сказал Акишев.
Депутат Светлана Ферхо напомнила, что основная цель микрокредитования — это борьба с бедностью. И в Казахстане микрокредитные организации создавались именно для того, чтобы помочь социально уязвимым категориям населения встать на ноги.
- Поэтому ответьте на вопрос: насколько микрофинансовые организации сориентированы на социальный результат? — попросила депутат зампреда Нацбанка.
- Хороший вопрос, — заявил в ответ Данияр Акишев и признался: — Мы бы сами хотели знать ответ на него. На самом деле я не знаю, насколько микрокредитные организации преследуют именно социальные цели в своей деятельности, особенно в сельской местности.
То ли искренность представителя Нацбанка, то ли близость парламентских каникул, но что-то вдохновило мажилисменов на одобрение законопроекта в первом чтении. Впрочем, как признался позже Рауан Шаекин, «его принятие завтра никоим образом не отразится в позитиве для нашего населения». Почему? Потому что Нацбанк не заинтересован разобраться во всех деталях. “Я считаю так, что мы примем пустой закон”, — заметил депутат.
Источник: Газета “Голос Республики” №24 (246) от 29 июня 2012 года
Follow this link:
ГАЗЕТА — Романсы о микрофинансах