«В Казахстане сегодня абсолютно свободные выборы. В Казахстане свободные средства массовой информации. Нет цензуры, что было в Советском Союзе. У нас нет тех, кто преследуется по политическим признакам. У нас 46 религиозных конфессий, 130 этносов. Никто не ущемляется по вероисповеданию, соблюдаются равные права для всех», – сказал журналистам Нурсултан Назарбаев в Вене.
Автор: Жанна БАЙТЕЛОВА
Мы, признаться, удивились — о нашей ли стране рассказывал европейцам казахстанский президент? И попросили экспертов в области прав человека, свободы слова, выборов и религии внести в этот вопрос ясность.
Назарбаев выборов боится
Первый заместитель председателя ОСДП Амиржан Косанов открыто заявил, что слова президента об абсолютно свободных выборах это не что иное, как «абсолютная ложь и дезинформация».
- Такое ощущение, что президент не понимает, что в таких странах, как Австрия, политики и общественность готовятся к такого рода визитам, знакомятся с аналитическими докладами своих дипломатов и свободных СМИ. Они же читают отчеты ОБСЕ о прошедших в Казахстане выборах, сообщения о преследованиях независимых СМИ, о так и не раскрытых резонансных убийствах оппозиционных политиков и позорных судах над инакомыслящими, — недоумевает политик, глядя на неустанные попытки Назарбаева обмануть Запад.
Амиржан Косанов отметил, что не случайно президент в первую очередь говорит о выборах: ибо честные и транспарентные выборы — это политическая смерть для действующего режима.
- По этой самой причине в составах избиркомов всех уровней засилье провластных партий! — заявил он. — Такими заверениями Акорда не может обмануть общественное мнение западных стран. Она, скорее всего, обманывает только себя и тешится этим.
Если ты в оппозиции — ты враг народа
Председатель наблюдательного совета Казахстанского Международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений Жовтис прокомментировал слова Назарбаева без экивоков:
- Типичный пример авторитарной демагогии и риторики. Советские руководители тоже утверждали, что советский народ абсолютно свободен, счастлив и скоро будет жить при коммунизме.
По мнению правозащитника, вопрос в критериях: признает ли власть международные стандарты свободных выборов, свободы слова и СМИ, свободы совести и религии, свободы политической деятельности. Если признает, то вышеприведенные утверждения не имеют под собой никаких оснований.
- Политическая оппозиция и несогласные рассматриваются властями как враги, как нелояльные, как объект контроля и преследований. Нужно отметить, что все правительство, парламент, все местные исполнительные и представительные органы власти состоят из представителей правящей партии «Нур Отан» или исключительно из «согласных», — напомнил Евгений Александрович.
Правозащитник напомнил, что за последние 15 лет целый ряд политиков, гражданских активистов и журналистов были осуждены за совершение обычных уголовных преступлений. Однако сами эти обвинения вызывали серьезные сомнения в их обоснованности.
- Последний же процесс над Козловым, Аминовым и Сапаргали продемонстрировал, что преследования политической оппозиции могут уже основываться на статьях уголовного законодательства, имеющих политическую природу, — констатировал Евгений Жовтис.
К этому же надо добавить разгон мирных пикетов и митингов, прессинг семей оппозиционеров и их друзей и так далее.
- Власть на всех уровнях и в деятельности силовых структур государства демонстрирует свое неприятие оппозиции, отказ включать оппозицию в политическую систему государства, — заключил г‑н Жовтис.
Пиши о бабочках и цветочках
Понятия «свободные СМИ», «плюрализм мнений», «независимая редакционная политика» полностью исчезли из речевого обихода государственных деятелей всех рангов. Эти термины все больше заменяет лексика советской эпохи и, что еще тревожнее, периода революционной борьбы с инакомыслием, считает президент фонда по защите свободы слова «Адил соз» Тамара Калеева.
- Цензура, диктат собственника и государства как основного заказчика стали в СМИ повседневностью. На уровне Алматы хозяином чувствует себя акимат, на уровне республики — Министерство культуры и информации, — заявила Тамара Мисхадовна. — Забыты не только нормы закона «О средствах массовой информации», но и Конституции страны, провозглашающей свободу слова и запрещающей цензуру.
Она привела свежий пример, как на недавнем судебном процессе над Владимиром Козловым газеты «Взгляд» и «Республика» обвинили в том, что они стараются «критиковать в разрушительной манере».
Еще одним примером для Тамары Калеевой стала инициатива министра культуры и информации Дархана Мынбая. Он, напомним, пару месяцев назад посоветовал казахстанским СМИ искать новые формы работы и новые источники подачи информации.
- Министр предложил «организовать проведение серии радиоконференций с участием успешных людей, людей, влюбленных в свою профессию, героев созидательного труда». Такие рекомендации — это классика советской эпохи, это, как показывает практика, не просто желание, а практические действия, направленные на то, чтобы покончить с независимой журналистикой и превратить ее в «подручные партии», — отметила г‑жа Калеева.
Об этом свидетельствуют и поспешно принятый в прошлом году закон «О телерадиовещании», который ставит в жесткую зависимость от госорганов все частные телекомпании, и закон «О национальной безопасности в Республике Казахстан», который причисляет к угрозам нацбезопасности «информационное воздействие на общественное и индивидуальное сознание».
И в религии полный дзен
Глава Союза мусульман Казахстана Мурат Телибеков считает, что Назарбаев приукрашивает положение дел в стране с правом на свободу вероисповедания.
По его мнению, ни одна страна в мире не может сказать, что у нее нет проблем в такой сфере, как права человека, но политические лидеры развитых стран не пытаются приукрасить картину. Более того, признавая и озвучивая проблемы, здравомыслящие политики добиваются большей симпатии в обществе.
- У нас в отношении свободы религии ситуация лучше, чем в Узбекистане и Саудовской Аравии, но хуже, чем во Франции или Великобритании. Я могу привести пример, когда большие проблемы были у общины «Ахмади», когда сносили дома кришнаитов, и причем до сих пор никто не может понять, по каким причинам. Есть много примеров, когда приверженцев ислама по надуманным причинам сажают в тюрьмы, — обрисовал президенту Мурат Телибеков истинное положение вещей.
Правда, он оговорился, что притеснение по религиозному признаку пока не носит массового характера, но отдельные прецеденты есть, и они дают повод для беспокойства.
…В общем, не понятно, на кого хотел произвести впечатление Нурсултан Назарбаев, рассказывая о «демократии по-казахстански». Но ясно: здесь ему давно уже не верят, да и «там» тоже все понимают.
Источник: Газета “Голос Республики” №40 (262) от 26 октября 2012 года
See original article:
ГАЗЕТА — «Рака-то за камень не заводи, Нурсултан!»