Фракция народных коммунистов пригласила в субботу чиновников на открытое заседание – обсудить аграрный вопрос. Но разговор в итоге превратился в бенефис вице-министра труда и соцзащиты РК Серика Ахметова. Каких только истин ни открыл государственный муж!
Автор: Камиль АЯНОВ
Как отметил, открывая заседание, лидер Коммунистической народной партии Казахстана, депутат Мажилиса Владислав Косарев, на нынешнее мероприятие собрались все, кто хотел высказаться по аграрному вопросу, от представителей власти до работников крестьянских хозяйств.
- Мы в предвыборной платформе обещали, что безотлагательно рассмотрим вопрос урегулирования земельных отношений, — подчеркнул в своем докладе народный коммунист. — Это наш первый шаг. Хотелось бы, чтобы мы этот вопрос рассмотрели без спешки, без противостояния, взвешенно. Как говорится, заинтересованно. Чтобы мы искали путь, как улучшить положение вещей, не искать виновных и не искать условия, которые повлекли бы за собой какие-то высокие санкции.
Отметим: кому нет смысла искать виновников нынешних аграрных проблем, так это именно товарищу Косареву, одному из мажилисменов второго созыва, принявшего тот самый пресловутый Земельный кодекс, который породил столько вопросов.
Щедра к нам, грешникам, земля
Впрочем, прежде всего народный избранник упомянул положительные стороны принятия Земельного кодекса. Как то: увеличение обрабатываемых площадей сельскохозяйственных угодий, внедрение в стране аграрных технологий и рост производства зерна. Но это вызвало еще одну проблему — сколько чего в Казахстане ни сей, получается рекордный урожай пшеницы, и все. С одной стороны, это хорошо, с другой — остальные продукты сельхозпроизводства приходится импортировать.
- В стране, где на одного жителя приходится более двух гектаров пашни, где имеются все природно-климатические зоны — от субтропиков до чуть ли не тундры, — в этих условиях нам грешно обращаться за продуктами питания в другие страны! — возмущался Косарев.
Первоисточник греха коммунисты и обнаружили в этом самом кодексе. В частности, в нормах, определяющих выделение и получение земельных наделов, после принятий которых многие аграрии предпочли не самостоятельно обрабатывать землю, а внести свой имущественный пай в предприятия (чаще — зернопроизводящие). В итоге оказалось, что предприятия производят продукцию и получают прибыли, крестьянам-пайщикам (реальным землевладельцам) достаются крохи, а хуже всего — сельскому хозяйству, где, кроме зерна, мало что производится.
- Может быть, это законодательно урегулировать, — предложил Косарев, — может быть, это каким-то образом урегулировать на договорных началах. Но нельзя, чтобы одни отвечали только за зерно, а другие — за продукты животноводства! Нужно, чтобы тот, кто взял землю в обработку, нес полную ответственность и за зерно, и за корма, и за мясо и молоко, что должна давать земля-матушка.
Даже если оторваться от сюрреалистической картины земли, порождающей мясо и молоко, ситуация все равно получается грустной. Принцип «завозить дешевле, чем выращивать» довлеет над нашим аграрным сектором как темное проклятие.
- Мне, например, стыдно, не знаю, как вам, уважаемые товарищи, — пожаловался лидер КНПК. — Мы живем на земле, южный край у нас, и при этом мы идем на рынок и покупаем пакистанскую картошку и узбекский укроп! Укроп, который можно вырастить на любом подоконнике в городе, не говоря уж о селе! Я думаю, что пора остановить этот вал, который сложился, завоза импорта простейших продуктов питания извне!
Словом, мы сами виноваты, что не поддерживаем отечественное сельское хозяйство, предпочитая инвестировать иностранных аграриев.
- Мы обездолили этим самым крестьян, не стали брать продукты у них, а стали брать там, где легче заработать и получить повыше прибыль, — уверен Косарев.
Курочкой по зернышку
Ответственный секретарь Министерства сельского хозяйства Евгений Аман с мнением мажилисмена не согласился. Наоборот, по его словам, Земельный кодекс обозначил жизненно важный для страны «политический посыл», который позволил отечественному фермеру «планировать развитие инфраструктуры, приобретение техники, обустройство», а также «ощутимо повлиял на психологию» крестьянства.
Напомнил выступавший и о финансовой поддержке отрасли: «На сегодняшний день только объем субсидий превышает 45 миллиардов». Хотя такая постановка вопроса озадачила. С одной стороны, субсидии казахстанскому крестьянину лишними не будут, с другой — какой смысл говорить о становлении сельского хозяйства, если оно не способно просуществовать без мощного государственного финансового костыля? Впрочем, сам господин Аман диссонанса не заметил.
- Мы, министерство, как никогда очень серьезно работаем над совершенствованием методики субсидирования, — отметил Евгений Аман. — Мы понимаем, что это не должно быть компенсацией кому-то каких-то убытков или же повышением рентабельности. Это должен быть инструмент, который стимулирует интересы бизнеса.
Раздавать «инструменты» наши министерства те еще мастера. Принцип рынка «дать не рыбу, а удочку» у нас внедряется повсеместно, вот только чаще всего без учета наличия вблизи каких-либо «водоемов». Дали удочку — и крутись как хочешь.
Перечислив плюсы, ответсек Минсельхоза раскритиковал коммунистический подход предыдущего оратора к отечественному предпринимательству.
- Вы там обозначили возможность, что нужно нормировать, что нужно обязывать, — отметил он. — Но это путь в никуда! Если пойдем по пути «приказывать бизнесу» в очередной раз, то этот приказ не будет выполнен. Мы ставим в основу выгодность для бизнеса занятия тем или иным направлением деятельности. Здесь, естественно, нужен какой-то кнут. Мы его ищем и будем находить, но, как в народе говорят, лучше пряник…
В данном случае либерализм власти, конечно, похвален, но, увы, бесперспективен — слишком быстро наши чиновники усваивают, что пряником бить неудобно. И пример тому — гипертрофированный рост в сельском хозяйстве зернового сектора, который впору относить к неприятностям.
- Мы столкнулись с проблемой, куда девать зерно, — констатировал Аман. — Мы его производим в таких объемах, что наши внутренние возможности и экспортные направления уже захлебнулись. Поэтому нам нужно думать о том, как стимулировать занятие животноводством. Мы сейчас направляем усилия на то, чтобы сделать этот бизнес более выгодным, чем растениеводство, и тем самым перенаправить инвестиционные потоки, перенаправить усилия и привлечь интерес бизнеса.
Пока переключить сельхозтоваропроизводителей с выращивания пшеницы на птицу, коров и овец получается плохо. А в результате страдает потребитель.
- Конечно, качество оставляет желать лучшего, — подчеркнул ответсек, — конечно, цены уже заоблачные. Невозможно сравнивать с нашими потребностями, с нашими возможностями из кармана и заработной платы. Мы считаем, что главная причина здесь — это дефицит поголовья, дефицит объема производства, незагруженность предприятий и спекуляции на этом фоне. Нужно немедленно (что мы и делаем) увеличивать объемы производства.
Однако метод, которым государство борется за высококачественное отечественное мясо, оригинальностью не отличается. Это снова импорт. На сей раз племенных животных-производителей.
Я отрываюсь от земли…
А вице-министр труда и социальной защиты Серик Ахметов предпочел не размениваться по мелочам. После его доклада можно сделать вывод: казахстанцы живут хорошо. А те, кто живет плохо, виноваты в этом сами. Правда, немного смущает тот факт, что вице-министр так безбожно путался в цифрах, что, вполне возможно, перепутал положительные показатели с отрицательными.
Прежде всего, Ахметов не согласился с тезисом о том, что безработица на селе зашкаливает, и попытался доказать это цифрами. Цифры сопротивлялись как могли.
- Официальная статистика у нас такова: всего безработных в стране 5,4 миллиона человек… — заявил вице-министр и тут же поправился: — 5,4 процента, что составляет 480 тысяч человек.
Нужные показатели нашлись, но осадок почему-то остался.
- Когда говорят о том, что мало оказывается социальной помощи и поддержки, с этим тоже тяжело согласиться, — отметил вице-министр. — Мы, исходя из того, что мы имеем, исходя из возможности роста экономики, планируем оказание социальной помощи и поддержки по селу. Она у нас осуществляется через три главных вида на уровне местных бюджетов: это адресная социальная помощь, это помощь в виде детских пособий и виде жилищной помощи.
Оказывается, детские пособия — это у нас «помощь селу». Впрочем, судя по дальнейшему выступлению Серика Ахметова, для него все выплаты на одно лицо. Точнее — на одну графу.
- Допустим, возьмем с вами детские… Нет, адресную социальную помощь, — продолжил он. — Адресной социальной помощью по итогам прошлого года была охвачена 661 тысяча человек. Из этих, по цифрам если дальше пройтись, 601 тысяча, 75%, у нас приходится именно на село. Я оговорился, извините, это детские пособия…
Позже выяснилось, что адресная социальная помощь дошла до 193 тысяч человек. Селу достался 61 процент перечисленного. А из общего числа получателей жилищной помощи — 145 тысяч семей — сельчан было 54 тысячи семей.
- Это же не с неба сваливается, — отметил вице-министр. — Это наш с вами вместе совместный труд. Недавно депутаты утвердили бюджет на сумму свыше 5 триллионов, и вы сами прекрасно знаете, какова там социальная составляющая! Бюджет нашего министерства равен 1 триллиону 269 миллиардам тенге. Из них 90 процентов — это выплаты. Только выплаты на пенсии составляют более 800 миллионов тенге.
Видимо, пенсии сельчанам — это тоже помощь отечественным аграриям. А уж если сюда добавить все пособия (от инвалидных до потери кормильца), а также зарплату госслужащим, Министерство сельского хозяйства со своим 45-миллиардным субсидированием села зачахнет от зависти.
И не оно одно. В очереди завистников к нашей казахстанской социальной политике непременно должны оказаться европейцы — от испанцев до жителей Прибалтики.
- Мы — страна, единственная в мире, которая сейчас не сокращает, а увеличивает ассигнования на социальную сферу, — сообщил Ахметов. — Это не голословные в данном случае заявления и заверения. Возьмем ту же безработицу по Евросоюзу. Она в Испании зашкалила за 21 процент. В странах Балтии, допустим, взять в Литве, там у нас сейчас безработица зашкалила за 19 процентов. Я почему привел этот ряд цифр — сказать о том, что в этих условиях наш президент Нурсултан Абишевич Назарбаев предпринимает беспрецедентную программу. По его поручению мы ее разрабатывали. Это «Программа занятости-2020».
Только пилотный проект программы охватил 97 тысяч граждан. На его реализацию, по словам вице-министра, выделили 40 миллиардов тенге. Проект, как нетрудно догадаться, был успешно реализован. Ну, еще бы — при раскладе свыше 400 тысяч на нос! Интересно, какая сумма реально была истрачена по назначению?
Дорожная карта и штаны в рамках всей страны
Впрочем, рассказал вице-министр и о более загадочной деятельности своего ведомства.
- Нами поставлена задача из 2,7 миллиона человек 1,5 миллиона обеспечить через трудовую книжку формальной занятостью, — поделился он. — Чтобы они формально работали. Потому что тем самым мы будем снимать вопросы в перспективе достойного пенсионного обеспечения. Это уже другой вопрос…
Вот и попробуйте догадаться, о чем шла речь и как министерство намерено сделать, чтобы при формальном трудоустройстве средства на накопительных пенсионных счетах стали физическими. А еще главное социальное ведомство страны подтянет казахстанским аграриям штаны. Да-да, вице-министр так и пообещал.
- Мы учли работу по подтяжке штанов, которая была у нас осуществлена через «Дорожную карту» 2009—20 годов, — подчеркнул Серик Ахметов. — Мы тогда воспользовались мировым финансово-экономическим кризисом. Видя рецессию и спад, мы направили деньги в первую очередь на развитие собственной инфраструктуры. Теперь мы выделили отдельное направление, которое касается именно села, — развитие сельских населенных пунктов. То есть это та же «Дорожная карта», только направленная чисто на село.
Воистину, если бы мирового финансово-экономического кризиса не было, нам следовало бы его придумать. Казахстанская инфраструктура — птица гордая. Пока кризис не грянет — не полетит!
Но главный враг нашей экономики, по словам министра, это наш менталитет.
- Социально-экономическая модернизация, она не заключается в том, чтобы давать побольше денег и устроить на работу, — особо выделил Ахметов в финале выступления. — В первую очередь нам нужно перестроить сознание. Сознание основано на том, что ты ответственен за себя. Ты родил столько-то детей — будь добр, обеспечь!
А заслуги, даже за рождение, успешно припишет себе власть.
- В прошлом году казахстанские женщины, поддержав, по-другому не скажешь (вот так голосуют наши женщины! — авт.), политику президента, родили 372 тысячи детей, — с гордостью заявил вице-министр. Как говорится, ноу комментс!
Подытожил свой доклад г‑н Ахметов не совсем по аграрной теме, но честно.
- От социального патернализма, от иждивенчества каждый человек должен переходить к модели собственного обустройства, собственной ответственности, — сказал он. — Исходя из этого мы строим работу министерства по всем направлениям.
…Если уж руководство министерства, чьи задачи направлены на социальную защиту населения, рассуждает таким образом, то что уж говорить об остальных ведомствах. И о какой поддержке хоть села, хоть города здесь говорить…
Read More:
ГАЗЕТА — Прибавление в семьях – благодаря елбасы!