Не на шутку схлестнулись на страницах казахстанской прессы два бывших главных банкира – Ораз Жандосов и Анвар Сайденов. Камнем преткновения стал многострадальный «БТА Банк», точнее – его будущая судьба.
Автор: Тулеген АСКАРОВ
Похоже на зондаж
Напомним читателям, что экс-глава Нацбанка Ораз Жандосов публично заявил о сокращении численности сотрудников «БТА Банка» не на 25%, как сообщалось официально, а наполовину, в результате чего этот финансовый институт, по его мнению, превратится в «небольшой банк, который не будет иметь существенного влияния на рынке». Кроме того, г‑н Жандосов поставил крест на будущем БТА, констатировав, что «имидж банка потерян безвозратно».
Другой бывший руководитель Нацбанка — Анвар Сайденов, занимающий ныне пост председателя совета директоров «БТА Банка», в одном из своих телеинтервью опроверг заявления г‑на Жандосова, сославшись на динамику вкладов населения в БТА, свидетельствующую, по его мнению, о популярности у казахстанцев этого финансового института и его услуг, а также на оценки независимых консультантов и кредиторов, признавших вполне реализуемыми перспективы восстановления позиций банка на рынке.
Кроме того, Сайденов указал и на поддержку со стороны нынешнего главы Нацбанка Григория Марченко, не говоря уже о руководстве ФНБ «Самрук-Казына» — ключевого акционера, которые «поддерживают все наши планы, находятся в курсе всех изменений в состоянии банка». По поводу запланированной оптимизации штата сотрудников «БТА Банка» и сокращения расходов на персонал Анвар Сайденов подтвердил, что они запланированы на уровне 25%.
Как будет развиваться дальше дискуссия финансистов, покажет время. Однако г‑н Сайденов заметил, что «БТА Банк» внимательно прислушивается к мнениям и комментариям, касающимся ситуации на финансовом рынке в целом и положения банка в частности», выразив надежду, что «высказываемые мнения будут обоснованными, ответственными и опирающимися на конкретные факты».
С другой стороны, он же заявил, что банк не может допустить распространения непроверенных и не соответствующих действительности сведений, могущих нанести ущерб его репутации. Означает ли это, что «БТА Банк» готов выступить с судебным иском против г‑на Жандосова, пока неясно, но представить себе реальную перспективу такого скандального процесса довольно сложно.
Столь же непонятны причины, по которым г‑н Жандосов выступил со своими пессимистическими заявлениями. Правда, если учесть, что в последнее время он занимает пост советника руководства НЭП «Союз «Атамекен», где тон задает один из «конечных» владельцев «Народного банка Казахстана» Тимур Кулибаев, то можно предположить, что мы имеем дело с информационным зондажем общества на случай провала повторной реструктуризации БТА.
Ведь если кредиторы не дадут на нее своего согласия, а ФНБ «Самрук-Казына», правительство и Нацбанк не найдут необходимых средств для вливания, то в таком случае активы БТА будут интересны лишь для казахстанских конкурентов. Вспоминается по этому поводу, что как раз таки глава «Народного» Умут Шаяхметова заявляла как-то о своем недовольстве тем, что в качестве стратегических инвесторов для БТА государством изначально рассматривались лишь иностранные претенденты.
Впрочем, не исключено, что помимо «Народного банка Казахстана» в бой за активы БТА вступит и «Казкоммерцбанк». Ведь его бывшего управляющего директора Ерика Балапанова некоторые СМИ уже «назначили» руководителем «БТА Банка», сообщив о том, что он приступил к работе в нем еще в конце февраля, дабы ознакомиться с ситуацией до своего официального вступления в эту должность.
На сайте самого банка новостей по этому поводу не было, по крайней мере к началу этой недели, а исполняющим обязанности председателя правления по-прежнему числился Асхат Бейсенбаев. С другой стороны, появились слухи о том, что руководителем «БТА Банка» может стать нынешний глава «Альянс Банка» Максат Кабашев в случае слияния последнего с «Темiрбанком».
Г‑н Марченко воздержался
По совпадению о позиции нынешнего главы Нацбанка Григория Марченко в вопросе о будущем «БТА Банка» и других национализированных банков стало известно на днях из содержания его онлайн-конференции на портале Profinance.kz. Правда, он предпочел воздержаться на этот раз от углубления в тему и выражения своей личной позиции, ограничившись лишь сухими официальными оценками.
Со слов главного банкира страны, центральный банк «наблюдает за развитием ситуации», в том числе «по получению необходимых корпоративных одобрений от соответствующих органов управления банка в целях проведения переговоров с кредиторами и их успешному завершению в первой половине 2012 года».
Вмешиваться в этот процесс Нацбанк не намерен. Влиять же на деятельность ФНБ «Самрук-Казына» регулятор не может, поскольку на него не распространяются требования, предъявляемые к банковскому холдингу согласно последним изменениям в законодательстве.
По поводу идеи об объединении «Альянс Банка» с «Темiрбанком» г‑н Марченко заметил лишь, что соответствующее заявление от этих участников рынка о намерении провести добровольную реорганизацию путем слияния в Нацбанк не поступало. По данным регулятора, оба банка на конец прошлого года исполняли пруденциальные нормативы, так что оснований для их консервации либо принудительной ликвидации не имеется. Вопрос же реализации принадлежащих государству акций в этих банках относится к компетенции ФНБ «Самрук-Казына» и правительства.
Г‑н Марченко также заявил, что Нацбанк не выдавал стабилизационные кредиты для поддержки национализированных банков напрямую: «В рамках всех договоренностей реструктуризации внешнего долга трех банков — БТА, «Темiрбанка» и «Альянс Банка» — мы предоставляли кредиты, но там схема была другая, т. е. мы предоставляли средства АО «ФНБ «Самрук-Казына», а фонд выставлял средства этим банкам, поскольку он является сейчас их главным акционером».
Вчера — рыночник, сегодня — монополист
Среди других ключевых вопросов, затронутых в ходе онлайн-конференции Марченко, укажем на его комментарии в связи с созданием АО «Единый регистратор ценных бумаг» (ЕРЦБ) — государственной монополии, в ведение которой перейдет теперь отрасль финансового рынка, где тон ранее задавали частные компании.
Напомним читателям, что произошло это на основании последних изменений в законодательстве, одобренных сенатом в период избирательной кампании в мажилис. Надо сказать, что руководство Нацбанка эффективно использовало ту ситуацию, установив заодно госмонополию еще в одном секторе финансового рынка путем создания государственного кредитного бюро, и под контроль переходит теперь бизнес «частников».
Как пояснил г‑н Марченко, необходимость создания ЕРЦБ вызвана «как экономическими, так и правовыми рисками, сопровождающими деятельность частных регистраторов, которая подлежала соответствующему анализу и мониторингу со стороны уполномоченного органа». В вину «частнику» ставятся неправомерная регистрация сделок, потеря документов, на основании которых они были зарегистрированы, отсутствие единого архива и резервного центра, обеспечивающих сохранность документов.
Г‑н Марченко затронул также тему «карманных» регистраторов, «которые формально не являются аффилированными по отношению к эмитентам, системы реестров которых они обслуживают, но тем не менее связанными с ним определенными договорными отношениями, в силу которых эмитент может влиять на деятельность регистратора и диктовать свои условия при регистрации сделок в системе реестров».
О том, как в таком случае ЕРЦБ, контролируемому Нацбанком, удастся избежать «карманности» по отношению к государству, г‑н Марченко не сказал, заверив лишь, что Нацбанк «сможет контролировать и регулировать деятельность Единого регистратора».
Деятельность АО «Фонд проблемных кредитов» (ФПК), еще одной новой «дочки» Нацбанка, на которую возлагаются большие надежды по облегчению бремени национализированных банков, пока не принесла конкретных результатов. Госрегистрация этого АО в качестве юридического лица датирована 11 января текущего года, и сейчас, со слов Марченко, проводится работа по формированию организационной структуры ФПК. Затем вместе с банками ФПК проведет оценку совокупного объема займов, передаваемых этой структуре, а полностью их передача завершится к концу следующего года.
При этом глава Нацбанка заверил сомневающихся, что ФПК не станет «государственной коллекторской компанией», так как управлять проблемными активами будут либо банки, либо привлеченные специализированные организации, в том числе и частные коллекторы. Но после введения монополии Нацбанка на деятельность регистратора ценных бумаг и кредитного бюро все же можно предположить, что экспансия государства в финансовом секторе наверняка продолжится.
Так что хотя в первое свое правление в Нацбанке г‑н Марченко позиционировал себя как убежденного рыночника, исповедующего либеральные экономические ценности, сегодня ему, как политическому назначенцу, приходится покорно следовать курсом Акорды на усиление позиций государства в стратегических сферах экономики, превращаясь по ходу в активного апологета госмонополии.
КФГД по силам и «БТА Банк»
В потоке текущих новостей банковского сектора сейчас доминируют сообщения о предстоящих годовых общих собраниях акционеров (ГОСА) банков.
Владельцы «АТФБанка» и «Цеснабанка» встретятся на ГОСА в один день — 26 апреля, чтобы рассмотреть рутинные для таких мероприятий вопросы утверждения консолидированной аудированной финотчетности за прошлый год, порядка распределения чистого дохода и выплаты дивидендов по акциям.
Владельцы «Казинвестбанка» соберутся на ГОСА 30 марта с тем, чтобы утвердить его финансовую отчетность и порядок распределения чистого дохода за прошлый год, принять решение о выплате дивидендов, переизбрать на новый срок членов совета директоров в ранге независимых директоров и увеличить его резервный капитал в соответствии с требованиями регулятора. Кстати, судя по информации на сайте банка, его ключевым акционером остается министр охраны окружающей среды Нурлан Каппаров, которому принадлежит доля в капитале банка 24,3%, тогда как экс-министр здравоохранения Ерболат Досаев владеет пакетом в 15,8%.
«Сеним-Банк» уведомил биржу о том, что помимо вопроса о рассмотрении возможности добровольной реорганизации банка на внеочередном общем собрании его акционеров 26 марта будут также рассматриваться утверждение аудиторской компании, конвертация привилегированных акций в простые акции, определение количественного состава и избрание членов совета директоров.
Новых дефолтов по обязательствам банков не было, как, впрочем, и внешних заимствований. «Казкоммерцбанк» выплатил инвесторам два купонных вознаграждения на общую сумму 498,8 млн тенге, «АТФБанк» — 572 млн тенге, «Евразийский банк» — 470 млн тенге. «Продкорпорация», имеющая статус нацкомпании, заключила сделку с исламским банком Al Hilal по привлечению от последнего займа в $10 млн.
Среди официальных новостей укажем в первую очередь на информацию о февральском заседании совета по финансовой стабильности, где рассматривались вопросы развития пенсионной системы, совершенствования системы страхования работников от несчастных случаев, функционирования АО «Фонд проблемных кредитов» и проблемных аспектов практики рассмотрения судами гражданских дел с участием банков.
На заседании правления Нацбанка, состоявшемся 24 февраля, были утверждены правила применения мер раннего реагирования и методики определения факторов, влияющих на ухудшение финансового положения банковского конгломерата. Этот нормативный акт позволяет Нацбанку «заблаговременно выявлять риски в финансовой системе и применять так называемые меры раннего реагирования к банковскому конгломерату».
Г‑н Марченко также опроверг возможность повышения суммы госгарантии по вкладам населения с нынешних 5 млн тенге до 10 млн тенге, отметив попутно, что на начало текущего года на долю вкладов в пределах суммы гарантированного возмещения приходилось 99,7% от совокупного количества счетов в банках — участниках системы гарантирования депозитов.
Кстати, глава Казахстанского фонда гарантирования депозитов (КФГД) Бахыт Маженова в одном из своих недавних интервью сообщила, что госгарантией в полном размере покрывается 99% всех счетов, открытых в Казахстане. С момента повышения размера госгарантии сумма депозитов до 5 млн тенге увеличилась на 77%. То есть резерв возмещения КФГД превышает сейчас 162 млрд тенге, а в случае необходимости для пополнения недостающих средств возможно использование до 50% от уставного капитала этой организации (133,1 млрд тенге) с привлечением также ресурсов Нацбанка.
Таким образом, КФГД сейчас вполне по силам исполнить обязательства государства перед вкладчиками «БТА Банка», который по объему депозитов физических лиц на 1 февраля занимал 4‑е место с 242,9 млрд тенге, или идущего следом kaspi bank (233,5 млрд тенге). Проблема заключается лишь в том, что после этого резерв возмещения КФГД будет исчерпан.
Источник: Газета “Голос Республики” №11 (233) от 23 марта 2012 года
Read More:
ГАЗЕТА — По разные стороны баррикады