Судья продлил арест лидеру партии “Алга” Владимиру Козлову и активисту коалиции “Халык Майданы” Серику Сапаргали еще на месяц. Интересно, что среди доводов, почему их нельзя оставлять на время расследвоания заведенного вотношении дела, прозвучало, что они совершили преступления против… мира и человечества.
Автор: Андрей СВИРИДОВ
Прокурор Батыршаев и судья Чинибекова ввели в оборот новый термин обозначения оппонентов режима Назарбаева. Владимир Козлов и Серик Сапаргали останутся за решеткой еще на месяц на том основании, что вменяемые им деяния относятся к «преступлениям против мира и человечества». Вот так – ни больше и ни меньше!
От палаток до беспорядков?
Завершая судебное заседание по рассмотрению вопроса о продлении ареста Владимиру Козлову, судья Гульшахар Чинибекова особо подчеркнула, что здесь рассматривался вопрос не о виновности или невиновности обвиняемого, а только о продлении срока содержания его под стражей. Такой подход полностью соответствует духу и букве закона — но на деле мы увидели на заседании следование совершенно другому подходу.
Этот другой подход был задан в тексте речи, зачитанной по готовому листку прокурором Асетом Батыршаевым, а затем продублирован в оглашенном судьей итоговом постановлении. В этом тексте аргументы в пользу необходимости продления ареста обвиняемому то и дело уступали место живописанию его кошмарных преступлений.
Именно в таком интонационном контексте мы услышали о том, что с мая 2011 года в городе Жанаозене Мангистауской области проходила забастовка работников «Озенмунайгаза», признанная незаконной Жанаозенским городским судом 25 мая того же года. Но вопреки этому гражданин Козлов с целью разжигания социальной розни (между кем и кем?) оказывал забастовщикам всестороннюю помощь, посылая им палатки и спальные мешки (ну и в чем тут социальная рознь?).
Также гражданин Козлов, будучи руководителем незарегистрированной партии «Алга», направил в Жанаозен гражданку Амирову (что значит «направил», если Айжангуль Амирова и так была жительницей этого города?), а в сентябре 2011 года Козлов железнодорожным транспортом направил Амировой (теперь уже ей, а не ее) партию листовок на казахском языке, в содержании которых экспертиза нашла признаки социальной розни.
Далее в речи прокурора прозвучало самое интересное в смысле логики — точнее, ее отсутствия — заявление. По словам обвинителя, в результате сознательных действий Козлова, Амировой и других лиц 16 декабря 2011 года в городе Жанаозене произошли массовые беспорядки, сопровождавшиеся насилием в отношении должностных лиц (но, заметьте, отнюдь не в отношении простых граждан!), погромами и уничтожением имущества, а также человеческими жертвами.
Все это действительно имело место быть, но где причинно-следственная связь между действиями Козлова с Амировой и свершившимся кровопролитием? Допустим, обосновать ее — задача не этого прокурора, а другого, но тогда не следовало бы прокурору употреблять оборот «в результате действий Козлова», выдавая недоказанное допущение за непременную данность.
Политическая фантастика
Необходимость дать следователям дополнительное время прокурор обосновал большим объемом исследуемых материалов, а необходимость продолжать держать Козлова в тюрьме — двумя причинами: первая — находясь на свободе до суда, Козлов может скрыться от следствия или воздействовать на него; вторая — преступление, в котором обвиняется гражданин Козлов, относится к категории тяжких преступлений против мира и человечества.
Услышав последний довод, мы невольно вздрогнули: неужто на нашу планету напали агрессивные инопланетяне, угрожающие всему человечеству, а алговцы во главе с Козловым с оружием перешли на их сторону?!
Но с чисто прагматической точки зрения: если преступление Козлова было направлено против всего человечества, то кого же привлекут к суду в качестве потерпевших — всех ли землян числом более 6 миллиардов или представителей от каждого материка или страны по отдельности?
Может быть, господин обвинитель просто оговорился, желая сказать «преступление против человечности»? Однако даже и тогда концы с концами не сходятся: посылать бастующим, то есть потерявшим регулярную зарплату, а значит, бедствующим людям палатки и спальники — это проявление человечности или преступление против нее?
И если посылка спальников и палаток в Жанаозен есть разжигание социальной розни и преступление против мира и человечества (да хоть и против человечности), то почему не приобщают к делу в качестве еще одного такого же преступления факт двухлетней относительно Жанаозена давности, когда в 2010 году алговцы под руководством все того же Владимира Козлова посылали те же палатки и спальники плюс теплую одежду и кухонную посуду жителям Кызылагаша, пострадавшим от техногенного селя?
Антиправо и антимораль
Конечно же, оба этих поступка являются никакими не преступлениями против человечности, а с точностью до наоборот — проявлениями той самой человечности! И власть, которая выдает публичные проявления альтруизма за преступления против мира, тем самым проповедует не только антиправо, но и антимораль.
Получается, если кто-то поделился чем-то необходимым с ближними, а тем более с дальними — его за это в тюрьму как врага мира и человечества! А если еще кто-то, наоборот, обобрал до нитки или расстрелял из табельного оружия ближнего, а тем более дальнего — он, выходит, друг мира и человечества? Недолго же простоят ТАКОЙ мир и ТАКОЕ человечество на ТАКОЙ морали!
Помнится, в сталинские времена активно использовался ярлык «враг народа». В результате вечно нараставшего поиска и истребления таковых главным «врагом народа» стал народ сам себе. В послесталинские же времена советские правители даже в моменты наибольшего закручивания идеологических гаек как-то не решались вынуть из запасников этот братоубийственный ярлык.
Не делают этого — будем объективны в этой констатации — и нынешние казахстанские власти. Однако сегодня они пошли гораздо дальше, объявив Владимира Козлова и Серика Сапаргали врагами не какого-то отдельного народа, а всего человечества. Полагаю, благодарные мир и человечество запомнят тех, кто эдак запросто плодит ему «врагов».
Источник: Газета “Голос Республики” №11 (233) от 23 марта 2012 года