Путина после возвращения в Кремль ждут нелегкие времена, уверен политолог, юрист и журналист Андрей Пионтковский, но на массовые репрессии, как в Казахстане, Кремль не пойдет. А происходящее сегодня в России он называет политическим кризисом, который возник давно и не на голом месте. Мы попросили г‑на Пионтковского объяснить его позицию.
Автор: Андрей ПИОНТКОВСКИЙ
- Андрей Андреевич, в России уже прошли массовые протесты и еще готовятся. Как Вы их оцениваете? Есть ощущение, что протесты меняют Россию?
- Конечно, это меняет ситуацию в стране, особенно в больших городах с активным образованным населением. Те, кто живет в Интернете и оттуда получает информацию, Путина отторгают полностью. При такой ситуации можно сфальсифицировать еще одни выборы, остаться у власти, но править страной 24 года, или 6 лет, или даже 6 месяцев будет очень трудно.
- Недавно в одной из своих статей Вы написали, что с уходом Путина развалятся режимы еще в 5—6 странах СНГ. Почему Вы так думаете?
- Как «арабская весна» влияет на весь мир, в том числе и на Россию, так и изменения в России окажут громадное психологическое воздействие на всех наших соседей. Подобный вопрос задали Ленину в конце февраля 1917 года, когда он в Швейцарии выступал на конференции молодых швейцарских социал-демократов. Он сказал: «Знаете, нам, старикам, уже не дожить, а вы, молодежь, может быть, и увидите революцию в России». Хотя тогда тоже достаточно остро стоял этот вопрос. Это явление (смену режима — ред.) никогда нельзя точно предсказать. Это может случиться 5 марта, а может, и через пять месяцев или полтора года.
- Почему?
- Потому что принципиально вопрос решен: стратегически режим не выживает, а как произойдет смена — тактически, ситуативно, это зависит от массы непредсказуемых и непредвиденных обстоятельств.
- Некоторые эксперты уверены, что после выборов Путин может последовать примеру Назарбаева и тоже начать репрессии по отношению к оппозиции и независимым СМИ. Думаете, может?
- Конечно может. Но это только ускорит его падение. Можно, конечно, арестовать несколько десятков человек, но на массовые репрессии путинский режим не способен в принципе. Потому что для системы репрессий, как в сталинские времена например, нужны миллионы исполнителей, идеология, в которую верят миллионы людей, нужны, в коне концов, послушные исполнители в силовых структурах, это тоже сотни тысяч и миллионы человек. Ни того, ни другого нет сегодня в России.
- Тогда чего ждать россиянам, на что надеяться?
- Я считаю, что сейчас набирает популярность другая тактика — подкуп. Кто сейчас протестует? Довольно обеспеченные люди — средний класс, буржуазия. Им есть что терять и чем рисковать. Сейчас все пропагандисты режима повторяют одну и ту же сказку: «Нет ничего страшного, вот придет Путин, но он уже ослабленный, ему уже ничего не нужно, года через два он отдаст власть более приличным людям. А пока давайте не бунтовать, обсуждать поправки в законодательство о партиях…»
- Кстати, о поправках в законодательство и других предложениях Путина. Как Вы их расцениваете?
- Когда на улицу выходят 100 тысяч человек и после этого президент страны, сказавший несколько месяцев назад, что прямые выборы губернаторов будут не раньше, чем через сто лет, вносит законопроект о прямых выборах губернаторов, пусть с некоторыми ограничениями, это явно свидетельствует о политическом кризисе, о широком недовольстве масс и о желании власти сбить это недовольство уступками, которые, как всегда в таких случаях, оказываются слишком незначительными и слишком запоздалыми.
- Например?
- Например, введение свободных выборов в России с доступной регистрацией партий, с отсутствием фальсификаций такого масштаба, которые наблюдались на последних выборах, это революция для того режима, при котором мы живем.
Требования Болотной площади — честные выборы в Думу, новые выборы в Думу, новые президентские выборы, изменение закона о политических партиях, освобождение политических заключенных — это по существу требования капитуляции путинского режима. И это нормальные элементарные требования, можно сказать, гигиенического характера для любой политической системы.
Этот кризис возник не на голом месте. Кризис назревал давно, и я приведу мнение одного серьезного эксперта, который в своей знаменитой статье два года назад так характеризовал состояние в России: «Отсталая сырьевая экономика, неразвитая политическая система, тяжелая демография, отягощенная массовым алкоголизмом и наркоманией, пылающий Кавказ, ничего не предпринимающие предприниматели и продажное чиновничество, которые не делают ничего нового и доедают наследие советской системы».
Этот эксперт — Медведев Дмитрий Анатольевич, а цитата взята из его знаменитой статьи «Россия — вперед!».
- Как Вы думаете, удастся ли что-то сделать тем людям, которые сегодня являются организаторами и активными участниками многочисленных акций протеста?
- В прошлый понедельник Медведев приглашал к себе лидеров внепарламентских партий. Вот такой мирной эволюцией можно многого достигнуть. И я знаю, потому что в этой среде постоянно нахожусь, что процентов 80 из тех, кто вышел на Болотную площадь и на все последующие акции протеста, готовы эту философию принять. Тем более что это сопровождается очень весомыми подачками. Ну вот, например, Акунину неожиданно предложили громадные деньги для съемки 12-серийного фильма по его роману «Алмазная колесница». Возможно ли отказаться от такого предложения?
- То есть используется индивидуальный подход к каждому…
- Да. Я не удивлюсь, если через неделю выяснится, что Парфенову неожиданно предложили возглавить какое-то общественное телевидение. Пока власть пытается вот такими методами действовать, и против них многим людям очень сложно устоять.
- Почему Путин пытается договориться с оппозицией мирными методами, а Назарбаев решился на неоправданно жестокие меры против мирных граждан и оппозиционных политиков?
- Я думаю, в Акорде просто не просчитали последствия. Все было очень неожиданно, режим не привык сталкиваться с такими ситуациями. Если бы немного подумали, нашли бы, возможно, более тонкие методы. Расстрел в Жанаозене был шоком: в такой мирной стране — и вдруг такие события…
Записала Татьяна Гарькавая
Источник: Газета “Голос Республики” №7 (229) от 24 февраля 2012 года
Visit link:
ГАЗЕТА — Назарбаев Путину не пример