Начало Олимпийских игр в Лондоне финансовые обозреватели южной столицы Казахстана, как это ни удивительно, встретили с повышенным вниманием. Причиной этого интереса стало пребывание в британской столице главы нашего государства, а точнее – его встреча с лордом-мэром Лондонского Сити.
Автор: Тулеген АСКАРОВ
Напомним читателям, что несколько лет тому назад, в самый разгар кризиса, председатель Нацбанка Григорий Марченко через британскую газету Financial Times обвинил инвесторов Сити в нелояльности к Казахстану и пригрозил увести отечественных эмитентов на восточные площадки — к азиатским и ближневосточным партнерам.
К счастью, сами эмитенты не стали следовать курсу, провозглашенному главным банкиром страны, и Сити по-прежнему остается главной площадкой для ценных бумаг таких крупных компаний, как ENRC, Kazakhmys, «Разведка Добыча «КазМунайГаз», «Казкоммерцбанк» и «Народный банк Казахстана».
Представители Сити также не начали фронду с казахстанской стороной, списав, по всей видимости, резкие заявления г‑на Марченко в свой адрес на его особенный стиль общения с прессой. Тем не менее с тех пор посланцы Сити стали регулярно навещать Казахстан, встречаясь с высокопоставленными чиновниками, включая и главу государства.
Однако, как и в истории с Боратом, все точки над «i» должны были быть расставлены в Лондоне, что и произошло во время последнего приезда туда президента Казахстана, прибывшего формально с рабочим визитом для участия в церемонии открытия Олимпийских игр. Его встреча с лордом-мэром Сити Дэвидом Вуттоном освещалась нашим официозом с особым пиететом, после чего стало окончательно ясно — какие бы эмоциональные заявления ни делал г‑н Марченко, в Акорде расставаться с Лондоном не намерены.
Учитывая, что г‑н Вуттон побывал в этом году в Казахстане дважды, можно уверенно предположить, что и там обиду на председателя Нацбанка не держат. А глава государства, заявив, что Великобритания входит в тройку ведущих инвесторов в экономику Казахстана с общим объемом вложенных средств в $20 млрд, еще и особо подчеркнул при этом: «Британский бизнес всегда выступал надежным партнером в развитии нашей страны».
Надо полагать, что отныне дебаты о степени лояльности инвесторов Сити к Казахстану на этом закончились и в Нацбанке больше не будут поднимать столь чувствительную тему.
Марченко против рубля
Сам глава Нацбанка в последние дни был весьма активен на информационной сцене, что выглядело довольно необычно для сезона массовых отпусков. В ходе онлайн-конференции на портале profinance.kz, посвященной в основном привлечению молодых специалистов и выпускников вузов для работы в Нацбанке, г‑н Марченко затронул и другие важные темы.
Так, он указал, что «мы постоянно следим за ситуацией в России, осуществляем постоянный обмен информацией в рамках ЕЭП, в том числе в области денежно-кредитной и валютной политик. Меры Национального банка учитывают политику Российской Федерации, поскольку в условиях развития интеграционных процессов мы оказываем довольно сильное взаимное влияние».
Заодно он не преминул попенять коллегам из Банка России за их политику обменного курса, позволяющую «рублю реагировать непосредственно на любые краткосрочные конъюнктурные изменения. В этой связи скачки рубля гораздо резче и значительнее, что создает риски на рынке. В противовес ему динамика тенге гораздо мягче и комфортнее как для населения, так и для реального и финансового секторов».
В качестве статистического аргумента в этой теме г‑н Марченко привел следующие данные: «Годовая волатильность казахстанского тенге к доллару США составила 2,2%, при этом волатильность рубля — 13,4%, евро — 13,2%, иены — 12,8%. На фоне других валют курс казахстанского тенге является самым стабильным и его колебания никак не могут вызывать панических настроений». Чем кончаются такие заверения, казахстанцам давно известно: в конечном итоге раз в десять лет Нацбанк проводит одномоментную девальвацию тенге к доллару, отодвигая переход к полной конвертируемости нашей валюты на будущее, хотя ее достижение планировалось тем же г‑ном Марченко на 2007 год!
Идем дальше. В то время, когда из-за сильной засухи в наших странах, а также в США уже начался заметный рост цен на продукты питания, г‑н Марченко утверждает, что «ситуация на потребительском рынке остается вполне управляемой». По его мнению, «в целом, думаю, с задачей обеспечения стабильности цен в 2012 году мы справимся и инфляция сложится ближе к нижней границе целевого коридора».
От каких-либо прогнозов по обменному курсу, ставке рефинансирования, объему внешнего долга Казахстана и размеру золотовалютных активов Нацбанка г‑н Марченко воздержался. Он заметил лишь, что «до конца текущего года ожидается дальнейшее снижение внешнего долга банков (в т. ч. за счет рыночной стоимости ценных бумаг, находящихся у нерезидентов) и рост внешнего долга правительства РК и других секторов в связи с продолжением реализации крупных проектов в сфере разведки и добычи нефти и проектов Карты индустриализации Казахстана».
По вопросу единой валютыв рамках Таможенного союза и ЕЭП позиция г‑на Марченко прежняя: в качестве таковой «должна выступать не одна из существующих ныне, а новая наднациональная валюта», причем ее создание «можно отнести к вопросам дальней перспективы». Таким образом, он в очередной раз отказал российскому рублю в праве выступать единой валютой ЕЭП, на чем настаивают в Москве.
На вопрос о том, каково положение у «БТА Банка» и как долго он просуществует на рынке, г‑н Марченко ответил весьма лаконично: «Положение стабильное». Из других примечательных его заявлений отметим, что сейчас создается новая «дочка» центрального банка — АО «Национальная инвестиционная корпорация Национального банка Казахстана», которая в отличие от департамента монетарных операций будет инвестировать в альтернативные инструменты. А к 20-летнему юбилею тенге в Нацбанке планируют выпустить несколько юбилейных монет и провести международную конференцию в Алматы.
В развернутом интервью официальной «Казправде» г‑н Марченко заявил, что «высокая волатильность мировых рынков будет сохраняться в течение ближайших 9 месяцев. Но 40—50 долларов за баррель нефти, по моему мнению, маловероятны».
Тем не менее связь между обменным курсом тенге к доллару и ценами на нефть он признал, указав, что «в настоящее время одним из значительно влияющих на курс тенге факторов является ценовая ситуация на мировых рынках нефти. Как вы правильно заметили, тенге по отношению к доллару относительно стабилен на протяжении длительного периода. Это было обусловлено достаточно высокими, выше 100 долларов за баррель, ценами на нефть».
Нынешнее ослабление казахстанской валюты Марченко объяснил снижением цен на нефть за последнее время. И в то же время главный банкир страны утверждает, что «курс тенге складывается на рынке под воздействием спроса и предложения».
Г‑н Марченко признал, что «с начала года ситуация с качеством кредитного портфеля банков второго уровня не претерпела существенных изменений», поскольку даже без учета «БТА Банка» доля неработающих кредитов, просрочка платежей по которым составляет свыше 90 дней, составляла на 1 июня 21,2%.
Деятельность АО «Фонд проблемных кредитов» пока не началась — на данный момент, по сведениям г‑на Марченко, все достижения сводятся к формированию нормативно-правовой базы новой организации, предварительному анализу проблемных кредитов, представленных к выкупу банками второго уровня. Кроме того, ведутся работы по привлечению независимых оценщиков для проведения оценки выкупаемых проблемных активов и готовится к реализации некий пилотный проект.
KASE получила лицензию
Среди текущих новостей банковского сектора выделим в первую очередь уведомление «БТА Банка» в адрес биржевиков о задержке выплаты очередного купона по его международным облигациям 8 выпусков.
«АТФБанк» в прошлую пятницу в два приема доразместил свои 5‑летние облигации на KASE, предложив инвесторам сначала 9,1 млн бондов, а затем еще 10 млн штук номинальной стоимостью 1000 тенге за бумагу. Из первой партии инвесторы подали заявки на покупку 8,1 млн штук, а из второй — на 5,9 млн. В итоге эмитент сумел привлечь 13,2 млрд тенге.
Совет директоров «АТФБанка» утвердил порядок и условия размещения 15 млн его 5‑летних облигаций номинальной стоимостью 1 тысяча тенге каждая. Ставка купонного вознаграждения по ним определена в 7,0% годовых. «Евразийский банк» выплатил инвесторам купон в 71,8 млн тенге.
Дочерний «Сбербанк России» завершил размещение 2 млн своих простых акций, увеличив свой капитал на 15 млрд тенге. Как отмечается в пресс-релизе по этому поводу, «этот показатель стал рекордным в сравнении с объемами увеличения уставного капитала другими игроками банковского рынка, проведенными за последние два года». На такой шаг банк идет для продолжения своей экспансии на кредитном рынке.
Биржевики объявили несостоявшимися специализированные торги по размещению на KASE простых акций «Казинвестбанка». Продавцом этих ценных бумаг выступало АО «Асыл-Инвест». К размещению планировалось 5,9 млн акций банка, что составляет 6,4% от общего количества размещенных бумаг, при минимальном размере лота 294 тысячи акций. Как констатировали на бирже, на покупку не было подано ни одной лимитированной заявки.
«Альянс Банк» известил о запланированном на 22 августа внеочередном общем собрании его акционеров, которым предстоит рассмотреть лишь один вопрос повестки дня — об избрании нового члена совета директоров.
Агентство Standard & Poor’s оперативно отреагировало на приостановку Нацбанком лицензии Bank RBK в части открытия новых счетов физических лиц и приема депозитов населения, подтвердив ему долгосрочный и краткосрочный кредитные рейтинги контрагента на уровне «В-/С» и рейтинг по национальной шкале «kzBB-» с прогнозом по ним «стабильный».
Как полагают аналитики S&P, такая санкция регулятора «не окажет существенного негативного влияния на профиль бизнес-рисков и профиль финансовых рисков банка». Даже если и произойдет отток вкладов населения, банку все равно удастся сохранять показатели ликвидности и капитализации на адекватном уровне, что и неудивительно, ведь фактически за ним стоят «евразийцы»-миллиардеры.
До конца года акционеры Bank RBK намерены влить в его капитал 5 млрд тенге. А сам банк, как напоминают в S&P, и раньше понизил запланированные показатели своего роста во втором полугодии «ввиду неспособности поддерживать рост фондирования розничных депозитов». В агентстве такую осторожность оценивают позитивно, считая «быстрый рост банка одним из основных факторов риска».
Внимания аналитиков S&P удостоился и Delta Bank, которому они подтвердили долгосрочный и краткосрочный кредитные рейтинги контрагента на уровне «В», а также рейтинг по национальной шкале «kzBB+» с прогнозом по ним «стабильный». В комментариях агентства указывается на быстрый рост ссудного портфеля банка (68,3% в прошлом году) при более низкой концентрации его на проблемных секторах строительства и недвижимости и относительно высоком качестве активов по сравнению с сопоставимыми участниками рынка.
AsiaCredit Bank сообщил о решении S&P подтвердить его рейтинговые оценки на уровне «В» по кредитным рейтингам и «kzBB+» по национальной шкале.
«Евразийский банк» объявил о повышении его рейтинговых оценок от агентства KZ-rating. Кредитный рейтинг по национальной шкале поднят с «ВВВ» до «А-», по международной — с «ВВ-» до «ВВ» с прогнозом по ним «стабильный». При этом в негатив аналитики агентства занесли низкий уровень капитальной достаточности наряду с разрывами ликвидности в среднесрочных периодах.
Своего рода сюрпризом стала информация биржевиков о том, что KASE получила лицензию на проведение банковских операций в казахстанской и иностранной валюте. Теперь биржа сможет открывать и вести корреспондентские счета банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, банковские счета юридических лиц, выполнять поручения физических и юридических лиц по платежам и переводам денег.
Новости из-за бугра
Среди международных новостей отметим оживленные комментарии российских СМИ и экспертов по поводу решения Банка России (центробанка) расширить границы валютного коридора с одновременным снижением объема накопленных валютных интервенций.
В комментариях по этому поводу отмечается, что центробанк фактически перестал поддерживать курс рубля, тогда как в его пресс-релизе указывается на стремление повысить потенциальную гибкость обменного курса с целью повышения «действенности процентной политики, используемой Банком России для обеспечения ценовой стабильности».
В общем, центробанк явно движется к полной конвертируемости рубля, что, конечно же, усложнит положение нашего Нацбанка и казахстанской валюты в рамках ЕЭП. Кроме того, в случае очередной волны кризиса рубль может теперь упасть против доллара гораздо сильнее, и такая перспектива, естественно, не вызывает оптимизма у участников финансового рынка и реального сектора.
Кстати, для последних, как сообщают российские СМИ, решение центробанка стало неожиданным, хотя такой шаг был вполне закономерным на фоне сильной засухи в США, России и Казахстане, повлекшей рост цен на продукты питания.
Еще одна новость: палата представителей Конгресса США одобрила законопроект о полном аудите Федеральной резервной системы, предоставляющей его Счетной палате право проверки решений ФРС, касающихся кредитно-денежной политики. Теперь этот законодательный акт должен рассмотреть сенат.
Примечательно, что его автор — конгрессмен Рон Пол — настаивает на полной ликвидации ФРС, обвиняя центральный банк в обесценивании доллара путем увеличения денежной массы и в образовании «пузырей» на рынках.
В принципе, и казахстанским парламентариям можно было бы рассмотреть вопрос о расширении полномочий Счетного комитета в части проверок решений Нацбанка по вопросам денежно-кредитной политики.
И в завершение обзора — в Беларуси муссируются слухи о новой, двукратной девальвации национальной валюты. На днях Национальному банку РБ пришлось даже опровергать эту информацию. Распространил ее оппозиционный сайт «Белорусский партизан» со ссылкой на закрытое совещание в финансовом ведомстве. «Один из вероятных сценариев подразумевает доведение курса рубля (белорусского) до 15 тысяч за доллар», — сообщил анонимный чиновник. До недавнего времени курс доллара Минск удерживал на уровне 8 260 рублей.
Источник: Газета “Голос Республики” №28 (250) от 3 августа 2012 года
Read the article:
ГАЗЕТА — Лучше Лондон, чем Гонконг?