Распил бюджета – так можно охарактеризовать социальную затею с переселением жителей неперспективных аулов в успешные села в Павлодарском районе. Десятки квартир, приобретенных для переселенцев по баснословным ценам, либо стоят пустыми, либо непригодны для проживания из-за строительного брака.
Автор: Александр БАРАНОВ
А ведь когда два года назад правительство, выполняя поручение президента, разработало и представило “Программу занятости — 2020”, вряд ли кто-то подозревал, что она обернется коммунальным адом для некоторых ее участников.
Переселение душ с перспективой
В конце декабря прошлого года в акимате Павлодарского района Павлодарской области произошла малозаметная кадровая рокировка, которая стала прологом жуткого скандала и, возможно, будущих резонансных отставок.
С мотивировкой “за неисполнение должностных обязанностей и срыв “Программы занятости — 2020” со своей должности был снят начальник отдела строительства, архитектуры и градостроительства Асхат Копешев. Падению районного чиновника предшествовала долгая череда жалоб от участников данной программы и последовавшая вслед за ними проверка областной прокуратуры.
Началось же все два года назад, когда кабинет министров представил стране “Программу занятости — 2020” — очередную президентскую идею по созданию широких возможностей для массового трудоустройства граждан (переобучение, поддержка предпринимательства и т. д.). Руководство Павлодарского района, как и положено, засучив рукава приступило к ее выполнению.
Активнее всего власти взялись за реализацию третьего (всего четыре) направления госпрограммы. Оно, если кто не в курсе, предполагает переселение жителей сельских населенных пунктов, признанных бесперспективными, в те места, где перспективы, напротив, имеются. При этом переселять добровольных участников данной программы должны были не на пустое место. Местным властям вменялось в обязанность обеспечить переселенцев не только рабочими местами, но и социальным арендным жильем.
Для решения дорогостоящего жилищного вопроса акиматам предложили два варианта на выбор: либо строить новые дома, либо покупать уже готовые. Все районы в области по причине отсутствия свободного и приличного жилья пошли по первому пути. То есть с разработкой проектно-сметной документации, госэкспертизой, надзором ГАСК, тендерами и прочими обременительными вещами.
А в Павлодарском районе по счастливой случайности в самых разных его уголках обнаружились уже готовые новые дома, построенные частными предпринимателями. Площадь квартир в этих домах по 70 и по 100 квадратных метров. И тамошний отдел строительства принялся эти дома скупать по установленной цене — 70 тысяч тенге за квадратный метр.
Что тут думать — скупать надо!
За два года районный бюджет приобрел 100 квартир (в 2011 году — 68, остальные 32 — в 2012 году) на общую сумму более чем 500 млн тенге. Арендное жилье для будущих волонтеров президентской программы появилось в Новочерноярке, Сычевке, Набережном, Новоямышево, Ольгинке.
Районный акимат настолько увлекся, что 14 квартир купил в совершенно безлюдном месте — в 50 километрах от села Шакат, на отгонах крестьянского хозяйства “Болат”. Владелец КХ и по совместительству депутат облмаслихата Серик Сулейменов, как выяснилось, построил их для своих чабанов. Совершенно случайно.
- Я всегда строю жилье для работников, — коротко объяснил свой щедрый жест народный избранник. — А районный акимат, когда приняли программу занятости, обратился с предложением купить у меня дома, чтобы заселить в них переселенцев, и я согласился.
Вскоре после сделки с депутатом дома повисли на балансе акимата мертвым грузом. Переезжать в глушь, где нет ни школы, ни врачебной амбулатории, ни телефонной связи, охотников не нашлось. Более того, нужного количества участников программы не нашлось и для многих других купленных райотделом строительства домов.
Хотя власти Павлодарского района, включая лично акима Толегена Бастенова и его заместителя по соцвопросам Евгения Губарева, очень для этого старались. Говорят, искали добровольцев по всей области и сами лично ездили по отдаленным аулам, встречались с людьми, разъясняли, убеждали и много чего обещали. Кое-как нашлось 60 семей, которые решили рискнуть и переехать в район, а сегодня сильно об этом жалеют — новые дома оказались малопригодными для проживания.
Не жизнь, а жесть
Результаты президентской программы в селах Набережное и Новочерноярка являют собой печальное зрелище. В каждом селе стоит по пять типовых избушек на две квартиры. Каждая — по 70 квадратных метров. Эти “квартиры” обошлись бюджету почти в 5 миллионов тенге (к слову, за эти деньги можно купить двухкомнатные благоустроенные квартиры в Павлодаре). Построены они неким предпринимателем, которого чиновники райакимата запомнили только по имени — Гизат.
Заселение состоялось осенью прошлого года, туда переехали люди из депрессивных сел со всей области. Обещанной работы никто не получил, а жизнь в социальных квартирах из-за многочисленных недоделок невыносима. Периметр несущих стен выложен из газоблоков и облицован кирпичом (судя по тонким стенам, и те, и те уложены в один ряд), внутренние перегородки и потолок — из гипсокартона. Над потолком возвышается тонкая жестяная крыша без утеплителя. Все держится “на соплях”. В одном доме с крыльца жестяную кровлю уже сорвало ветром, в другом — вывалилась картонная входная дверь вместе с дверной коробкой. В третьем — вот-вот рухнет хлипкая кирпичная стена.
Картину разрухи дополняет полное отсутствие удобств. Избушки стоят “голые” — нет ни заборов, ни сараев. До недавнего времени даже туалетов не было. В Набережном кое-как на десять квартир поставили два плохо сколоченных и уже покосившихся сортира. В темноте да на морозе не каждый до них и доберется. Кое-кто в декабрьские морозы пытался сам рыть выгребные ямы, но не получилось: в минус сорок земля стала прочнее бетона.
- Напряжение низкое, вся проводка сделана кое-как, все на скрутках. Того и гляди замыкание случится, — сетует переселенец Рашид Нурмагамбетов. — При этом техусловий на энергоснабжение ни у кого нет, и свет отключить могут в любой момент. Скважины своей нет, за водой ходим на колонку за 1,5 километра. Самое плохое, что работы не дали. В акимат обращаемся, а нам говорят, чтобы искали сами. Но мы же здесь никого не знаем. В Набережном всего одно крестьянское хозяйство. Его хозяину рабочие не нужны.
В Новочерноярке живут несколько семей переселенцев из Иртышского района. Ситуация точь-в-точь такая же, как и в Набережном: люди сидят без работы в холодных гипсокартонных избушках с жестяными крышами и не понимают, для чего их, собственно, так усиленно зазывали в “Программу занятости — 2020”.
Обустраиваются кто как может — меняют двери, сооружают из чего придется сараи и туалеты. Хотя, по идее, делать все это они не обязаны — жилье принадлежит не им. Единственное отличие новочерноярских “сидельцев” в том, что их дома уже отключены от энергоснабжения.
Стоит добавить, что в Набережном и Новочерноярке можно купить обжитой дом со всеми хозяйственными постройками, техусловиями на энергоснабжение, скважиной и огородом за 1,5 — максимум 2 млн тенге.
Очень хотелось увидеть дома, которые районный акимат приобрел в безлюдной степи у депутата Серика Сулейменова по 5 и даже по 7 (площадью под 100 квадратов) миллионов тенге. К сожалению, не удалось. Дороги так занесло снегом, что добраться до его владений не было никакой возможности.
Все 14 квартир в Шакатском сельском округе, по официальным данным райакимата, пустуют, в связи с чем на днях посетить хозяйство фермера и проинспектировать квартиры пыталась нуротановская комиссия с депутатами обламаслихата. Но по пути она застряла в сугробах и вернулась обратно.
Вскоре после этого г‑н Сулейменов сообщил мне, что желающие переехать в рамках госпрограммы в его хозяйство (а желающих не было больше года) внезапно нашлись и теперь все до единого дома заселены. Так что никакая нуротановская комиссия депутату не страшна.
Ищут “главного героя”
Внятных комментариев от руководства Павлодарского района по поводу покупки убогих квартир по астрономическим расценкам пока не прозвучало. Аким района Толеген Бастенов, на имя которого мною был направлен официальный запрос, находится на больничном. Его заместители в полной растерянности разводят руками.
Зам по селу Базарбай Абиев машет на зама по социальным вопросам Евгения Губарева — дескать, “Программа занятости — 2020” по его части. В свою очередь Евгений Владимирович говорит, что его епархия вопросы приобретения домов для переселенцев не решала. При этом чиновник охотно разделяет справедливое негодование людей и сам удивлен тем, что дома с таким браком приняли на баланс акимата. Но это уже вопрос не к Губареву, а к экс-начальнику отдела строительства, архитектуры и градостроительства Асхату Копешеву. Поскольку он подписывал госакты о приемке домов.
Некоторая надежда на то, что отставленный районный чиновник не останется единственным виновным за случившееся, появилась после разговора с руководителем аппарата акима Павлодарской области Канатом Каримовым. Он вынужден был признать, что Асхат Копешев слабо подходит на роль организатора аферы с приобретением домов на сотни миллионов тенге и что у этой оперетты совсем другой “главный герой”. Правда, имени предполагаемого махинатора он не сообщил, но пообещал, что его скоро найдут.
Источник: Газета “Рипаблик” №2(02) от 1 февраля 2013 года