Назначение Карима Масимова главой Высшей аттестационной комиссии по проведению внеочередной аттестации сотрудников правоохранительных органов вместо Аслана Мусина стало для людей, знающих правила игры в Акорде, сигналом – наверху что-то происходит или что-то готовится.
Автор: Мухамеджан АДИЛОВ
Речь идет об Указе президента РК от 8 мая 2012 года №323 с бюрократически блеклым и мало что говорящим широкой публике названием «О внесении изменений в Указ Президента Республики Казахстан от 8 апреля 2012 года №292 «О проведении внеочередной аттестации сотрудников правоохранительных органов Республики Казахстан». Между тем этот документ стал громом среди ясного неба и для элиты, и для чиновников силовых ведомств.
Не в интересах Мусина
Похоже, на властном олимпе происходят какие-то пока не видимые другим, но серьезные изменения, которые способны не только повлиять на текущую расстановку политических сил в стране и Акорде, но, возможно, и на будущее Казахстана в целом. Давайте попробуем поразмышлять над ситуацией вместе.
С одной стороны, этот указ президента свидетельствует о явном ослаблении административно-политических позиций Аслана Мусина, который теряет возможность прямого вмешательства в аттестацию руководящего звена Генпрокуратуры, МВД, МЧС, Таможенного комитета Минфина и АБЭКП РК, а значит, и расстановки своих людей на ключевые позиции.
С другой стороны, его можно расценить как знак личного доверия Назарбаева к Масимову. И это еще раз оттеняет скромное поведение Карима Кажимкановича в последние месяцы. Иногда даже создается впечатление, что премьер, ранее частенько злоупотреблявший местоимением «я» при отдаче ценных руководящих указаний, заметно выскакивавший за пределы полномочий главы правительства и даже забегавший на президентское «поле», ушел в некое «подполье».
Если к этому прибавить указание, которое, по некоторым слухам, дала пресс-служба Масимова провластным СМИ, — как можно меньше показывать и упоминать шефа, все это заставляет сильно задуматься. К чему готовится человек с усами и неуловимой улыбкой, сильно напоминающий обликом и поведением Чеширского Кота из сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес»?
Почему не слышно Карима Масимова
Ранее мы предполагали, что Карим Кажимканович — как более молодая и относительно слабая политическая фигура — решил уйти с линии огня, залечь, чтобы не попасть под «обстрел» главных противоборствующих политических фигур — Мусина и Абыкаева. Тем более что их взаимное ослабление в его интересах — и политических, и личных. К тому же у него есть фора во времени — он моложе их обоих.
Согласитесь, вполне разумная позиция для человека, получившего два высших образования в Китае и хорошо знающего китайскую историю, философию и политическую практику. Ведь именно оттуда родом знаменитая притча, что если два тигра дерутся в долине, то обезьяне нужно залезть на гору и оттуда наблюдать, кто из них победит. Именно поэтому мы решили: Масимов «залег» и будет находиться в таковом положении, пока противники друг друга не передушат или елбасы не восстановит статус-кво.
Однако последняя информация из Астаны нас сильно смутила. Понятно, что доверять ей полностью нельзя, тем более что чужая душа — всегда потемки, особенно если это душа елбасы, но все же и игнорировать сообщение глупо. Поэтому позволим себе выдвинуть версию, которая представляет собой всего лишь вариант развития событий, но для осуществления которой фактически нет никаких препятствий.
Допустим, противостояние Мусин — Абыкаев — это не только борьба этих двух фигур и их команд, но и раунд внутриполитического процесса под контролем и режиссурой елбасы. На вопрос, зачем это надо Нурсултану Назарбаеву, отвечаем — возможно, президент использует руководителя своей администрации, чтобы его руками попытаться задавить элитную, демократическую и радикальную исламистскую оппозицию. Задавить, используя не только законные, но и незаконные методы, прибегая к откровенным преследованиям по политическим мотивам.
Понимает ли это Мусин? Скорее всего, да. Более того, заинтересован использовать данный ему карт-бланш на 200%. Именно поэтому он играет ва-банк, рассчитывая в итоге занять настолько исключительное положение в государственном аппарате и политической вертикали страны сразу за Нурсултаном Назарбаевым, чтобы потом иметь приоритет, когда встанет вопрос о наследовании верховной власти.
Понимает ли Назарбаев, чего хочет и добивается Мусин? Несомненно. Но ему сегодня, когда его время заканчивается, внутриполитический кризис развивается, внешнеполитическая обстановка осложняется, несырьевая экономика стагнирует, государственный аппарат разваливается, нужны именно такие исполнители. Готовые ради власти на все что угодно.
Елбасы определился с преемником?
Сама практика выдвижения какого-либо человека на ключевые позиции, использование его энергии, ума, знаний, опыта ради собственных целей — стандартная методика Нурсултана Абишевича. За двадцать с лишним лет его правления таких «любимчиков», которые затем или списывались в запас, или делались «козлами отпущения», или просто уничтожались, было много.
Это и Ерик Асанбаев, и Алтынбек Сарсенбаев, и Мухтар Аблязов, и Нурлан Балгимбаев, и Мухтар Джакишев, и Рахат Алиев, и десятки других. В этом смысле Карим Масимов подзадержался во власти, что говорит о многом. Особенно учитывая текущий конкретно-исторический момент. Так что возможно и вполне вероятно, что именно его елбасы выбрал в качестве своего преемника.
Выбрал по многим причинам, среди которых и особенное умение Карима Кажимкановича сглаживать углы, мягко стелить соломку, избегать пятен на собственной репутации, прятать все компрометирующее его глубоко под воду. Обратите внимание, уважаемые читатели, что он единственная из нынешних фигур первого эшелона, на которую нет серьезного компромата (точнее, который еще не вышел наружу).
Создается ощущение, будто Назарбаев сказал Кариму: сиди тихо, и будет тебе счастье в обмен на обещание гарантий родным и близким елбасы после наступления часа «икс» личной неприкосновенности и сохранения всего нажитого.
Понятно, что это всего лишь наше предположение, основанное на разговорах, но что ему мешает сбыться? Тем более что выдвинутая нами версия косвенно подтверждается информацией из Акорды — кардинальные перестановки в высшем эшелоне власти, которые сначала планировались сразу после досрочных парламентских выборов, но все время откладывались, теперь перенесены на осень.
Еще нас предупредили, что в рамках этих рокировок спикером мажилиса станет Дарига Назарбаева, а председателем сената — Ахметжан Есимов. Такая расстановка людей идеальна для Назарбаева — страну возглавит человек, уже находящийся у штурвала, способный справиться и с ситуацией, и с элитой, и с оппозицией. Подтвердивший, что может удержать экономику даже в условиях кризиса, и к тому же верный как никто другой.
Ну а чтобы у него не было искушения поиграть во второго елбасы, на ключевые позиции глав нижней и верхней палаты ставятся родственники, которые точно не предадут и не продадут. А если премьером еще сделать представителя карагандинской группы — Серика Ахметова, все должно вообще получиться идеально для Назарбаева: Карим Масимов окажется в окружении и будет вынужден соблюдать данные им обещания.
Думаем, что большую роль в том, что именно Карим Масимов, похоже, выбран в преемники елбасы, сыграл и международный фактор. У казахстанского премьера достаточно доверительные отношения и с политическим руководством России, в частности с Владимиром Путиным, и с китайскими лидерами. И там, и там Масимов персона грата, а с российским президентом их роднит еще и ГБшное прошлое.
Тогда как тот же Умирзак Шукеев при всем том, что нахватался во время многолетнего пребывания во власти, все равно будет чужим для Москвы и Китая. Ну а способности Аслана Мусина быть публичным политиком или дипломатом вообще не поддаются никакой критике. Достаточно вспомнить его короткое пребывание в парламенте, чтобы понять — не его это дело.
Вот и получается, что именно Карим Масимов может стать тем преемником, которого Нурсултан Назарбаев специально держит в тени в качестве козырной карты.
Помните, кстати, как долго находился в тени Бориса Николаевича Ельцина Владимир Путин и как быстро, в один прыжок, преодолел он пропасть, разделяющую кресла главы правительства и главы государства? В этом смысле Масимову легче — он намного ближе к престолу.
Другой вопрос — как отреагируют на подобное развитие событий другие? Тот же Аслан Мусин или Умирзак Шукеев и стоящие за ними «западная» и «южная» группа? На что они решатся или не решатся в условиях, когда победитель получает все, а проигравшие это все ему отдают, иначе их постигнет судьба или Алтынбека Сарсенбаева, или Мухтара Аблязова? Это вопросы, на которые мы ответить не можем. Но очень хотели бы.
Источник: Газета “Голос Республики” №19 (241) от 25 мая 2012 года
See the article here:
ГАЗЕТА — Елбасы меняет коней на переправе