Прошло чуть больше трех лет после «захвата» БТА государством, но ситуация только хуже. Мало того что банк в январе вновь допустил дефолт, так еще и доля неработающих кредитов в нем остается крайне высокой – почти 70%! А если к этому прибавить огромную «дырку» в собственном капитале, то без допвливаний перспективы банка выглядят безнадежными.
Автор: Тулеген АСКАРОВ
Довольно грустным выдался минувший «длинный» праздник для многих сотрудников национализированных банков, штаб-квартиры которых находятся в Алматы. В канун праздника «БТА Банк» официально объявил о 25-процентном сокращении своего персонала и закрытии 12% его отделений, в результате чего без работы могут остаться 1,5 тысячи его работников. А в «Альянс Банке» и «Темiрбанке», как утверждают неофициальные источники, начали готовиться к их слиянию, одним из результатов которого также станет увольнение многих сотрудников.
Новый ребус
Масла в огонь подлило заявление экс-главы Нацбанка, известного экономиста Ораза Жандосова, заявившего в прессе о том, что на самом деле «сейчас идет сокращение 50% сотрудников, поэтому в итоге мы получим небольшой банк, который не будет иметь существенного влияния на рынке»!
Более того, по мнению г‑на Жандосова, «имидж банка потерян безвозвратно, этот бренд, можно сказать, умер». Финансовая же кончина БТА оттягивается лишь потому, что «и кредиторам, и правительству невыгодно банкротить банк, каждая из сторон лелеет надежду вернуть вложенные средства в его оздоровление».
Сомневается г‑н Жандосов и в том, что банку «удастся вернуть нелегально выведенные за рубеж активы, судебные разбирательства в Лондоне идут слишком медленно». Он вполне справедливо полагает, что даже если и удастся вернуть хоть какие-то активы, то их рыночная стоимость будет значительно ниже первоначальной.
Сам «БТА Банк» преподнес очередной сюрприз, опубликовав извещение о проведении 11 апреля внеочередного общего собрания его акционеров. Как указывается в пресс-релизе по этому поводу, инициатором созыва собрания является совет директоров банка, а в повестке дня этого мероприятия указан лишь один вопрос — об избрании новых членов совета.
Хохма заключается в том, что устав «БТА Банка», с текстом которого можно ознакомиться на его сайте, четко оговаривает: «Кворумом для проведения заседания Совета директоров считается присутствие на заседании не менее половины от числа членов Совета директоров банка, включая одного из директоров, представляющего интересы АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», и одного из директоров, представляющего интересы кредиторов, включенных в план реструктуризации банка». Но, как известно, представители интересов кредиторов — Маартен Лео Пронк и Кристоф Шефбек — покинули состав совета сразу же после того, как БТА отказался выплачивать в начале января очередное вознаграждение по своим облигациям.
Как в таком случае мог совет директоров банка принять решение о проведении внеочередного общего собрания акционеров, остается загадкой. Других представителей кредиторов в совете нет, если судить по информации на сайте банка. Входят же в его состав сейчас 5 членов при определенной уставом численности 9 человек — Анвар Сайденов, Юрки Талвитие, Булат Бабенов (оба — независимые директора) и представители ключевого акционера — ФНБ «Самрук-Казына» — Алина Алдамберген и Мурат Байсынов.
Снова старая песня
Нацбанк выложил на своем сайте одновременно с текстом своего совместного с правительством заявления об основных направлениях экономической политики на текущий год еще и другой документ — основные направления денежно-кредитной политики (ОНДКП), одобренный постановлением его правления от 24 февраля за номером 47. Оба документа не вызвали особых комментариев в СМИ — по всей видимости, просто из-за отсутствия в них каких-то новых интересных положений. Заметим также, что ОНДКП на прошлый год были приняты гораздо раньше — 27 декабря 2010 года.
Так, в ОНДКП констатируются давно известные обстоятельства, в которых приходится функционировать нашему банковскому сектору: «доступ к внешним заимствованиям у коммерческих финансовых структур останется ограниченным (бывшие страны-доноры кредитных ресурсов сегодня сами в них нуждаются); стагфляционные тенденции в мировой экономике усиливаются». Столь же общеизвестно, что «сложившаяся благоприятная конъюнктура цен на основные статьи экспорта Казахстана может непредсказуемо измениться под влиянием проявлений кризисных последствий».
Вряд ли кого-то может удивить сегодня и положение ОНДКП о том, что «устойчивость экономики Казахстана к возможным виткам мирового экономического кризиса подкрепляется наличием «запаса прочности», выраженного в золотовалютных резервах страны и Национальном фонде Республики Казахстан». Ведь еще несколько лет назад этот тезис также неоднократно озвучивался, но как только Нацбанк потратил миллиарды долларов на поддержание курса тенге к доллару, Акорде пришлось заменять главного банкира страны, давать отмашку на девальвацию казахстанской валюты и национализировать ведущие банки.
Сомнительно звучит и тезис о позитивной динамике развития банковского сектора на фоне тупика, в котором он на самом деле оказался, — достаточно указать лишь на дефолт «БТА Банка» и его усилия провести повторную реструктуризацию, а также на огромную массу проблемных займов в ссудном портфеле банковского сектора.
Конечно, монетарная статистика указывает на рост кредитования и депозитной базы банков. Но при этом в ОНДКП указывается на дефицит качественных заемщиков, что означает повышение кредитной нагрузки на них, а также на снижение устойчивости базы банковского фондирования — ведь депозиты представляют собой «короткие» деньги.
Столь же неубедительно выглядит информация об увеличении капитализации Казахстанского фонда гарантирования депозитов до 133,1 млрд тенге, в то время как у 6 банков, включая «БТА Банк», объем вкладов населения превышает эту планку. Да и сама политика Нацбанка в отношении его ключевых инструментов ДКП не вполне определена.
Так, с марта прошлого года была поднята официальная ставка рефинансирования с 7,0 до 7,5%, однако затем пришлось вернуть ее к прежнему уровню. Ставка же по депозитам, привлекаемым от банков второго уровня, которая служит нижней границей коридора краткосрочных ставок на денежном рынке, весь год не менялась, пробыв на уровне 0,5% по 7‑дневным депозитам и 1,0% — по одномесячным. Нормативы же минимальных резервных требований к банкам второго уровня не понижались, как можно было ожидать для оживления кредитования, а повысились с конца мая прошлого года с 1,5 до 2,5% по внутренним обязательствам и с 2,5 до 4,5% — по иным обязательствам.
Довольно странно выглядит очередная разработка ОНДКП на годичный период, что объясняют в Нацбанке нестабильной ситуацией на внешних рынках и краткосрочным характером проводимой им денежно-кредитной политики. Стоит напомнить читателям по этому поводу о недавнем заявлении председателя Нацбанка Григория Марченко, усомнившегося в том, что новый виток кризиса вообще будет!
Как бы то ни было, сценарные прогнозы развития казахстанской экономики на 2012—2014 годы, представленные в ОНДКП, вновь выглядят заниженными по сравнению с реальностью. Так, первый сценарий опирается на минимальную мировую цену на нефть в $40 за баррель против $35 в прошлом году, второй — соответственно на $90 и $65, а третий, наиболее вероятный, — $100 и $80.
В итоге получается, что в наиболее реалистичный сценарий закладывается нефтяная цена ниже фактически складывающейся на рынке как минимум на $15—20, а это позволяет правительству и Нацбанку успешно отчитываться о перевыполнении запланированных показателей. И уж совсем удивительно, что при любом из сценариев Нацбанк намерен удерживать инфляцию в коридоре 6,0—8,0% годовых!
Особых новаций в денежно-кредитной политике Нацбанка в этом году не ожидается. Переход к принципам инфляционного таргетирования отложен «на более длительные перспективы». Центральный банк намерен предоставлять краткосрочную ликвидность банкам в случае ее дефицита на рынке, а в случае избытка ликвидности будет стерилизовать ее своими нотами и привлечением депозитов от банков второго уровня. Никаких хотя бы приблизительных ориентиров по ставке рефинансирования, нормативов МРТ и прочих ключевых индикаторов в ОНДКП не содержится.
Из прогнозов в части монетарной статистики укажем на увеличение объема банковских депозитов к концу текущего года до 10 трлн 316 млрд тенге, следующего года — до 11 трлн 571 млрд тенге, а 2014 года — до 13 трлн 45 млрд тенге. Объемы кредитования экономики достигнут соответственно 9 трлн 212 млрд тенге, 10 трлн 263 млрд тенге и 11 трлн 532 млрд тенге, уровень монетизации экономики — 39,9; 40,1 и 40,2%. В общем, если верить Нацбанку, все будет хорошо!
Явление рынку Утемуратова
Текущих новостей от банковского сектора было немного.
«Народный банк Казахстана» сообщил, что его акционеры встретятся на годовом общем собрании 19 апреля. Им предстоит утвердить годовую финансовую отчетность, порядок распределения чистого дохода за прошлый год, принять решение о выплате дивидендов по простым акциям и определить размер дивиденда в расчете на одну простую акцию банка. Также акционеры определят аудитора банка, рассмотрят отчет совета директоров о деятельности за прошлый год, установят размер и условия выплаты им компенсации расходов.
Заметим попутно, что «конечные» владельцы банка — Тимур и Динара Кулибаевы — не вошли в очередной список миллиардеров по версии журнала Forbes наряду с Нуржаном Субханбердиным, крупным акционером «Казкоммерцбанка». Зато в этом рейтинге самых богатых людей мира появился «конечный» владелец «Банка Kassa Nova» и «Метрокомбанка» Булат Утемуратов, занявший 854‑е место с состоянием $1,5 млрд.
Заметно обеднели за год миллиардеры-«евразийцы» Александр Машкевич, Алиджан Ибрагимов и Фаттах Шодиев — на $0,9 млрд каждый. Им, как известно, принадлежит «Евразийский банк». И они же, как утверждается, стоят за Bank RBK, где крупным акционером числится их давний соратник Фарид Люхудзяев.
Владельцы «Сеним-Банка», имеющего сейчас статус регионального, так как его штаб-квартира находится в Алматинской области, соберутся на внеочередное общее собрание 26 марта, чтобы рассмотреть возможность добровольной реорганизации банка.
Новостей о новых внешних заимствованиях банков не было, как и сообщений о дефолтах по обязательствам. «Банк ЦентрКредит» перевел инвесторам купонное вознаграждение в $3,7 млн по бессрочным международным облигациям, выпущенным в обращение в марте 2006 года на $100 млн.
Агентство Standard & Poor’s повысило долгосрочный кредитный рейтинг эмитента контролируемой государством «Аграрной кредитной корпорации» с «ВВ» до «ВВ+» и подтвердило ее краткосрочный кредитный рейтинг на уровне «В» с прогнозом по ним «стабильный». Кроме того, был повышен и рейтинг компании по национальной шкале «kzA+» до «kzAA-». Кстати, АКК на днях уведомила биржу о подписании договора о кредите на 39 млрд тенге с нацхолдингом «КазАгро» за счет средств, заимствованных из республиканского бюджета путем бюджетного кредитования.
Новости из-за бугра
Из международных новостей отметим согласие более 80% кредиторов Греции списать около 75% всех обязательств греческого правительства после чего страны еврозоны согласовали план спасения Греции, а глава Международного валютного фонда Кристин Лагард порекомендовала выделить Греции 28 млрд евро в рамках второго пакета помощи.
Как сообщило Agence France-Presse со ссылкой на заявление главы МВФ, эти деньги планируется выделить в течение ближайших четырех лет. Причем AFP отмечает, что названная сумма значительно выше той, которую фонд предполагал выделить ранее. Напомним, что размеры второго пакета помощи Греции были согласованы в феврале 2012 года: страны Евросоюза обязались выделить 130 млрд евро.
Столь благосклонное отношение МВФ эксперты объяснили тем, что помимо согласованного с кредиторами списания греческих госдолгов был одобрен еще и пакет мер по принудительной реструктуризации, который еще больше увеличивает долю списанных долговых обязательств Греции от уже согласованной суммы. На это решение греческого правительства немедленно отреагировало международное агентство Moody’s, объявив о дефолте Греции по долговым обязательствам.
Впрочем, эксперты сомневаются, что после реструктуризации кризис в греческой экономике остался позади. При этом на фоне возросших рисков рецессии экономики еврозоны проблемы с госдолгом вполне могут вновь обостриться в Италии и Испании.
…В потоке зарубежных новостей внимание привлекла также информация Банка России (центробанка) о том, что за февраль им было скуплено на рынке инвалюты на $2,6 млрд. При этом золотовалютные резервы России увеличились на $9 млрд, до $514 млрд. Наш Нацбанк, как стало известно на последней пресс-конференции от его руководства, приобрел в феврале инвалюты на $1,2 млрд, а его чистые международные резервы при этом выросли на $1,7 млрд, деньги Национального фонда — на $1,8 млрд. Поскольку сейчас Россия и Казахстан живут в условиях единого экономического пространства, то такая синхронность действий центральных банков выглядит вполне естественной. Однако с учетом разницы в объемах экономики двух стран было бы логичным ожидать меньшей активности Нацбанка на валютном рынке в части скупки инвалюты.
Источник: Газета “Голос Республики” №10 (232) от 16 марта 2012 года
See the original post:
ГАЗЕТА — Бренд БТА потерян навсегда?