Бегать теперь ко всем, начиная от дворника и заканчивая президентом, за разрешениями использовать их изображение в прессе и на телевидении – таковы последствия суда «Имашев vs Ахмедьяров» для казахстанских журналистов. Правозащитники видят единственное спасение для СМИ – менять законодательство.
Автор: Андрей ЦУКАНОВ
В минувшую пятницу уральский суд удовлетворил исковые требования начальника управления внутренней политики акимата Западно-Казахстанской области Тлеккабыла Имашева к газете «Уральская неделя», главному редактору издания Тамаре Еслямовой и журналисту Лукпану Ахмедьярову. Помимо возмещения морального вреда (а это 5 миллионов тенге) ответчики должны истцу 50 тысяч тенге за публикацию фотографии чиновника в газете. Между тем правозащитники считают решение суда несправедливым и говорят о неправильном применении закона судом.
Крючок для прессы
Так, Павел Кочетков, руководитель Западно-Казахстанского филиала Бюро по правам человека, представлявший интересы газеты, сказал, что истец, требуя деньги за свое изображение в газете, сослался на статью 145‑ю Гражданского кодекса
- У человека есть право на изображение. Никто не может использовать изображение человека без его согласия. Так говорится в этой статье. Но здесь другой смысл. Если его снимает журналист по заданию редакции, то данная статья не должна распространяться на него. Он (чиновник) публичный человек. Статья 145 должна применяться только в случае вторжения в частную жизнь человека либо если изображение используется в коммерческих целях, — высказал свое мнение г‑н Кочетков.
Павел Михайлович считает дело заказным, так как иск предъявлен газете, которая давно уже надоела всем чиновникам. На протяжении последних лет изданию предъявляют судебные претензии именно чиновники и госучреждения.
- Этот пример может оказаться заразительным. Конечно, от придворных газет, где поют дифирамбы, чиновники ничего требовать не будут. А для независимых газет это будет крючок, за который их в любое время можно будет подцепить, — уверен правозащитник.
Не первый прецедент
Согласна с Кочетковым и руководитель международного фонда по защите свободы слова «Адил соз» Тамара Калеева.
- Эта формулировка об использовании изображения в Гражданском кодексе абсолютно дремучая, — уверена Калеева. — Она не делает исключений, все, от дворника до президента, должны давать разрешение на использование своего изображения. В комментариях к 145‑й статье ГК есть единственная оговорка: «Если человек не позирует за плату».
По словам г‑жи Калеевой, если не поменять формулировку, то любое СМИ может стать жертвой 145‑й статьи.
- Уже были прецеденты. Так, несколько лет назад депутат городского маслихата Актобе выиграл такой же иск у местной газеты «Диапазон». Газета опубликовала его фотографию, сделанную во время какого-то мероприятия, то есть в публичном месте. Или был случай с газетой «Вечерний Алматы», когда газета опубликовала фотографию спящего на рабочем месте секретаря суда и озаглавила материал «Спать, суд идет!». Правда, в этом случае дело окончилось мировым соглашением: секретарь отозвала иск, — поделилась воспоминаниями правозащитник.
Несмотря на то что уточнения в статью предлагается внести давно, воз и ныне там.
- Еще покойный Алтынбек Сарсенбаев, будучи министром информации, выступал с инициативой привести эту статью в соответствие с нормами, обеспечивающими право на свободу слова. А именно: если человек публичный, его сняли в публичном месте, либо общественный интерес важнее мнения этого человека, то его изображение можно публиковать без разрешения, — подытожила руководитель фонда.
Депутатам до лампочки
Юрист Сергей Уткин, комментируя ситуацию, напомнил, откуда вообще взялась 145‑я статья в Гражданском кодексе.
- Эта норма появилась около ста лет назад. Шла по улице симпатичная девушка и увидела, что ее лицо красуется на рекламе. Она подала иск, и тогда появился прецедент. После этого и появилась норма: если ты используешь изображение лица в коммерческих целях, ты должен спросить его согласия. Гражданский кодекс вкладывает в эту норму именно такой смысл.
По убеждению г‑на Уткина, не следует трактовать эту норму в том смысле, что любое появление изображения человека в СМИ без его согласия влечет ответственность.
- Это будет просто кошмар для СМИ, особенно для телевидения. Представьте: оператор либо журналист телевидения бегает по митингу, который снимает, и спрашивает разрешения у всех его участников на использование их изображения! А если кто-то не дал согласия, то его лицо в эфире будет закрыто черным кружочком, — довел до абсурда судейскую логику юрист. — Получается, что все СМИ Казахстана нарушают закон. В таком случае пусть прокуратура придет, к примеру, в «Казахстанскую правду» и потребует показать им письменное разрешение президента на использование его изображения.
Юрист считает, что во избежание подобных казусов нужно сделать поправку к данной норме Гражданского кодекса, где прямо разъяснить, в каких целях можно использовать изображение человека без его согласия, а в каких — нет. Вопрос только в том, что эту правку депутаты по понятным причинам вносить не торопятся. И, видимо, до тех пор, пока в Казахстане будет «управляемый» парламент, журналистам придется раскошеливаться за использование «ликов святых».
Источник: Газета “Голос Республики” №27 (249) от 27 июля 2012 года
Read the article:
ГАЗЕТА — А у «Казправды» есть разрешение?