Президент Назарбаев «обрадовал» жителей затопленных районов, предложив им уезжать и искать для жилья более пригодные места проживания. Чиновники получили жесткую установку не разбазаривать средства на помощь тем, кто не внемлет предупреждениям. Мы решили узнать, как отнеслись к этому граждане в регионах и эксперты.
Автор: Ирина МЕДНИКОВА, Гани КАРАКОЗОВ, Андрей ЕФИМОВ
Нурсултан Назарбаев предложил жителям затопленных паводками районов впредь уезжать заранее. Те же, кто не внемлют предупреждениям правительства о паводках и останутся в своих домах, могут не рассчитывать на помощь государства. Народ от таких советов чуть не плачет.
Сами себя спасайте!
Девять районов Южно-Казахстанской области подверглись сильным паводкам — здесь затоплено больше 50 населенных пунктов, эвакуировано около 500 семей (порядка 2,5 тысячи человек). В спасательных работах задействовано около 10 000 человек. Первый заместитель премьер-министра Серик Ахметов посетил пострадавший регион и доложил о мерах по ликвидации последствий паводков президенту Нурсултану Назарбаеву.
- Такого появления воды давно не было, с 60‑х годов… — начал он.
- Каждый раз так говорят, — перебил его президент.
- Каждый раз говорят… но действительно большая вода, мы смотрели с вертолета, пролетели с Шымкента до Туркестана, 4 района проехали — много воды, — убеждал он главу государства в масштабах бедствия.
На что президент предложил предупредить людей, что «это место опасное» и они «должны заранее переезжать или принимать меры по этому вопросу».
- И те, кто эти заранее предоставленные правительством предупреждения не выполняет, они не имеют права рассчитывать на поддержку государства, — заявил Нурсултан Назарбаев. — Так делается во всем мире, мы ничего не выдумываем.
Такой радикальный подход нас, признаться, ошарашил, и мы решили выяснить, что думают по этому поводу и сами пострадавшие, и независимые эксперты.
Есть ли жизнь после потопа?
Власти Южно-Казахстанской области проявили чудеса политической гибкости и мимикрии. Сначала они на всю страну просили у Астаны денег на ликвидацию паводков, но стоило хозяину Акорды напомнить, что спасение утопающих — дело рук сами утопающих, как «южане» завели другие песни. Вчерашние призывы о помощи превратились в обращение к правительству: дескать, только подсчитайте ущерб, а дальше уж как-нибудь сами управимся или Аллах поможет.
Причем если еще 10 марта власти области говорили о 14 домах и 28 хозпостройках, разрушенных паводками, и даже прогнозировали обрушение еще 85 домов и 187 строений, то уже 13 марта заместитель акима области Сакен Каныбеков сообщил лишь о 7 разрушенных домах.
- Первое время рисовали, будто вся область под воду ушла, — рассказал чиновник. — Сейчас эти цифры проверяем, и порой выходит, что данные о разрушениях не подтверждаются. На 11 марта могу с уверенностью сказать, что 7 домов разрушено (6 — в Ордабасы и 1 — в Сузаке), 96 под угрозой разрушения. Однако заносить их в категорию разрушенных нельзя. Это должны определять специальные эксперты.
В области уже действует комиссия МЧС, подсчитывающая ущерб от паводков, и все цифры, которыми оперируют власти, — от нее.
- Сейчас мы просто хотим определить сумму ущерба, а потом аким области Аскар Мырзахметов сам будет принимать решение, просить ли помощи у правительства или обойтись своими силами, — пояснил Сакен Каныбеков. — Безусловно, если сумма будет незначительная, то мы сами будем решать этот вопрос, ну а если ущерб перевалит за миллиард, естественно, мы будем просить помощи в республике.
Однако методы подсчета размеров ущерба и деление домов на разрушенные и целые вызывают у жителей много вопросов.
- Ровно четыре года назад, день в день, такое же было, — горюет жительница села Темирлан Кырым Оразбаева. — После того наводнения нам дом построили, а к дамбе, из-за которой все беды, никто даже не прикасался. Вот теперь снова без дома остались. Приходили недавно какие-то люди, смотрели дом. Вроде комиссия какая-то. Ничего не сказали. Что решили, не знаю. Им, конечно, легко сказать, что разрушений нет, но дома-то у всех в ауле саманные. Сегодня трещины небольшие, саман от воды набух, а чуть подсохнет, и тогда посыплется весь аул дом за домом, а бастыки делают вид, что не понимают этого!
Между тем в самых горных районах региона — Тюлькубасском и Толебийском — снеготаяние в горах еще не началось, а это значит, что вполне вероятна новая волна паводков. Власти заявляют, что подготовились к новому испытанию на прочность: прорыли отводные арыки от населенных пунктов, расположенных на предгорных равнинах, почистили каналы от мусора и ила, укрепили их берега. Проработали с местными жителями план действий на случай ЧС. Однако заявлять о стопроцентной готовности к удару стихии не спешат.
- Кто знает, как вода себя поведет, — рассудил г‑н Каныбеков.- Вроде все предусмотрели, даже с долгожителями поговорили. Узнали у них, где лет двадцать-пятьдесят назад большая вода с гор проходила, какие места в аулах заливало. Там, где указали аксакалы, тоже поработали, но только Аллах знает, насколько все продумано и предупреждено.
На Аллаха, конечно, надейся, но бюджеты не урезай, сказали бы в один голос жители затопленных районов. Переход на режим жесткой экономии финансирования программы ликвидации паводков, а также запрет на строительство в уже подтопленных районах могут аукнуться властям массовым недовольством жителей аулов. Масла в огонь добавило и заявление президента о самоспасении, которое уже разошлось на цитаты среди народа.
Весна подкралась незаметно
Отреагировала на слова президента и Восточно-Казахстанская область — здесь только отступили морозы и проблема паводков вступает в актуальную фазу. Так, Надежда Капустина, жительница поселка Согра, что в черте Усть-Каменогорска, говорит, что готова была бы давно переехать из зоны затопления, да только вот… денег нет. Как и у еще нескольких соседских семей.
- Наш поселок во время паводков топило несколько раз. Особенно сильно в 2002‑м и в прошлом году в апреле. Дома после этого все покорежились, все сыро. Нам обещали материальную помощь — около 50 тысяч тенге. Но выделили всего по 8 тысяч — это спонсоры собирали. Стройматериалами обещали помочь, но ничего не дали.
Проблема еще и в том, что старенькому дому Надежды красная цена — 10 тысяч долларов.
- Где я куплю сейчас другое жилье, куда переселюсь, если живу здесь 50 лет? — вздохнула Надежда Капустина. — Маме моей 80 лет, она не ходит уже, очень больна, я на пенсии. Наш общий с ней доход — 50 тысяч тенге. Мы куда сможем уехать, если едва концы с концами сводим?!
По словам Надежды Васильевны, в поселке Согра живут в основном пенсионеры. Им деваться некуда.
- Нам обычно говорят, что мы сами дома свои должны отсыпать, за свой счет, чтобы вода к нам не лилась. А нам даже глину для отсыпки купить накладно! Она вон сейчас сколько стоит! — расстроена Надежда Капустина. — Но вот сейчас власти взялись за наши 2 реки, которые разливаются. Берега поднимают. Не знаю, насколько это поможет, успеют ли они все работы сделать…
Жители Согры считают, что одна из основных причин подтоплений их поселка в 2011 году — плотина в соседнем поселке Радужный, за которой предыдущие годы не было контроля.
- Кто-то в прошлом году открыл сразу три люка внизу плотины. Когда раньше воды было много, она постепенно переливалась через плотину, а при открытии этих люков вода поднялась стремительно, так лилась — аж гул стоял! — вспоминала Надежда Васильевна. — В этом году дамбу приподняли глиной, и нас собирали в этом году. ЧСники были, кто-то из акимата. Сказали — в этом году точно за этим следят!
По данным же специальной комиссии Усть-Каменогорска по борьбе с паводками, в прошлом году русло реки Маховки, из-за которой топит Согру, стали углублять, но окончить работы не удалось. Жители некоторых частных домов, стоящих на берегу реки, не захотели пустить спецтехнику для очистки и углубления русла по своим огородам. До некоторых участков реки так и не удалось добраться, а Маховку, как заверяют специалисты, надо почистить полностью, иначе все равно будут подтопления.
Куда старикам деваться?
Журналист Галина Вологодская, регулярно освещающая тему паводков в Восточном Казахстане, тоже убеждена, что старики из поселка Согра вряд ли куда-то поедут, даже если власти их решат переселить.
- Куда старикам от своих домов и огородов? Они родились в Согре, всю жизнь там прожили. И так во многих населенных пунктах, которые подвержены паводкам. Кстати, мы в прошлом году видели эти реки — Маховку и Ульбу. Особенно по Ульбе люди сами ничего сделать не могут. Если река выйдет из берегов, как спастись? Это же бред! Никакими мешками с песком не спастись. Река мощная, как ты со своей семьей или какая-нибудь пенсионерка укрепит берег так, чтобы река не вышла?
Галина Вологодская отметила, что в других населенных пунктах в последние годы власти сделали немало для того, чтобы не было подтоплений. Но секрет Согры, по ее мнению, заключается в том, что грунтовые противопаводковые дамбы здесь — отличный способ присвоения бюджетных денег.
- Это мне рассказывал один бывший ЧСник, — объяснила Галина Вологодская. — Делается так: в качестве подготовки к паводку дамбу отсыпали, денежки освоили и присвоили, а потом паводок дамбу смывает и на следующий год ее заново отсыпают. Я не специалист, но считаю, что дамбы можно делать не из грунта, а из чего-то более надежного.
Беды не волнуют государство
Общественные деятели тоже обратили внимание на то, как лихо Нурсултан Назарбаев расправился с последствиями капризов природы. Глава фонда «Амансаулык» Бахыт Туменова после просмотра записи разговора вице-министра с президентом с трудом подбирала слова.
- Получается, глава государства дал знать, что государство в его лице умывает руки по отношению к своим гражданам. Спасение утопающих — дело рук самих утопающих, но не государства, — расшифровала она заявление президента.
Между тем, напомнила президенту г‑жа Туменова, любое государство обязано оказывать помощь гражданам в форс-мажорных обстоятельствах. Но если в Европе трудности планового переселения могут быть связаны с нехваткой земли, то в Казахстане этой проблемы нет.
- Государство обязано разработать стратегический план и подготовиться к плановому переселению людей. Президент говорит, что они обязаны выехать. Но люди годами и веками жили в этих местах, и это не городской житель, это целая инфраструктура — насаждения, скот, это не просто так, — возмутилась она. — Государство должно в этом принимать участие, как в зоне экологического бедствия. А не все вкладывать в Астану!
Бахыт Ниязбековна посоветовала разделить работу на три части — кроме стратегического плана переселения граждан из зон экологического бедствия надо также заниматься предупреждением влияния паводков: вывозить снег и строить дамбы заранее, а не во время «большой воды». Ну а если вода уже пошла — обеспечить форс-мажорное реагирование.
- А они не подготовились и теперь больше теряют. Это полная разбалансированность, полное безобразие, — заявила г‑жа Туменова. — Надо было с ними пройтись по школьной программе, как я с внучкой, что после зимы наступает весна, после весны лето и что нужно зимой готовить. Может быть, лидеру нации с этого надо было начать?
Каждый год одна песня
Президент Фонда им. Болатхана Тайжана Мухтар Тайжан уверен, что государства во всем мире возникли именно для того, чтобы работать на свой народ.
- Народ нанимает себе правителей, которые должны служить ему, — это менеджеры на платной и срочной основе, — напомнил Мухтар Тайжан. — И в такой чрезвычайной ситуации все правительства мира оказывают максимальную помощь своему народу!
За 20 лет независимости уж укрепительные дамбы там, где это требуется, можно было построить. Как и привести в порядок все объекты ЖКХ, чтобы зимой не вымерзали целые города. А если на это в бюджете не хватало денег, можно было вытащить нужную сумму из Нацфонда — все лучше, чем помогать банкам, уверен собеседник.
- А у нас каждый год так! — заметил Мухтар Тайжан. — Каждый год не можем приготовиться, построить защитные сооружения, отопительную инфраструктуру, воду провести людям. Советская инфраструктура пришла в негодность — 90% ее изношено. А мы жалеем бюджетные деньги. Это просто позор!
Общественный деятель, как и глава государства, привел пример заграницы:
- Шейх Объединенных Арабских Эмиратов на полмиллиарда долларов выплатил кредиты своих граждан перед банками. Из личных средств! Некоторые из них доходили до 200 тысяч долларов, и люди уже сидели в долговой тюрьме. Вот как должен относиться правитель к своему народу! Любить его должен! А у нас — наводнение…
Источник: Газета “Голос Республики” №10 (232) от 16 марта 2012 года