К большому сожалению, генсек организации не уточнил, по чьей инициативе из шести участников организации (Казахстан, Россия, Китай, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан) обсуждение событий в далекой Африке было включено в повестку дня саммита. Но, судя по тому, что в России и Китае явных признаков дестабилизации не наблюдается, Дмитрий Медведев и Ху Цзинтао могли бы спокойно цитировать принца датского — «Что он Гекубе? Что ему Гекуба?».
Так что, скорее всего, «африканская» инициатива исходила от одного из центральноазиатских государств. А учитывая, кто в Центральной Азии является генератором всех идей и инициатив, можно предположить, что тема предложена Астаной. Видимо, после двух взрывов — в Актобе и в Астане — вопросы безопасности на совбез выносить не стали (или не озвучили, что такой вопрос рассматривался в прошлую среду), а решили сразу обозначить проблемы на международном уровне.
Как бы там ни было, тема в повестку дня включена — правда, кроме ее обсуждения, никаких решений о конкретных шагах по предотвращению «египетских ночей» на саммите приниматься не будет.
- Планируется обсуждение этой острой международной проблемы, и позиция стран-членов ШОС по данной теме будет отражена в совместном заявлении, — сообщил Иманалиев.
То есть все беседы вокруг да около войдут в очередной «исторический документ» под названием «Астанинская декларация». Цену этим декларациям те же астанчане прекрасно знают: не успели высохнуть чернила под Астанинской декларацией саммита ОБСЕ, как в стране грянула сначала кампания по сбору подписей за референдум о продлении президентства, а потом — досрочные и де-факто безальтернативные президентские выборы.
По словам Иманалиева, в ходе саммита, приуроченного к десятилетнему юбилею ШОС, будут затронуты такие традиционные аспекты деятельности организации, как совместная борьба с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом и противостояние наркоугрозе. Самым же важным документом саммита станет принятие меморандума об обязательствах стран, желающих влиться в организацию. Правда, как заметил Иманалиев, принятие этого документа не означает, что шестерка вмиг станет девяткой.
- На текущем саммите планируется принятие меморандума об обязательствах, которые возьмут на себя страны-члены ШОС. Документ будет предложен потенциальным членам ШОС для изучения, но каких-либо мгновенных решений по этому поводу (по вступлению новых участников — авт.) не будет, — подчеркнул он.
Механизм следующий: если потенциальные участники (а заявления о членстве в ШОС подали Индия, Пакистан и Иран) согласны принять на себя эти обязательства, может «начаться процесс переговоров о вступлении».
- Как будут идти эти переговоры, пока прогнозировать трудно, — подчеркнул генсек ШОС.
Впрочем, тут его можно понять: Индия и Пакистан в одном военно-политическом блоке — это как кошка и собака в замкнутом пространстве. А реакцию США на прием Ирана, который не списан янки с оси зла, предсказать еще сложнее.
- Каждая международная организация ставит задачу расширения, укрепления и развития. Не является исключением и Шанхайская организация сотрудничества. Но это не означает, что любое государство, которое заявляет, что хочет стать членом, может завтра же им стать, — рассуждал Иманалиев. — Меморандум об обязательствах не формирует некие препятствия для вступления в ШОС, а определяет технические и политические параметры вступления, в том числе присоединение к международно-правовым документам, принятым в Шанхайской организации сотрудничества. Мы не ставим задачи препятствовать какому-либо государству вступить в Шанхайскую организацию сотрудничества.
А вот Афганистан, направивший в секретариат ШОС заявление о желании стать страной-наблюдателем организации, скорее всего, искомое получит уже в июне в Астане.
- Руководство Афганистана направило письменное заявление о том, что оно хотело бы стать страной-наблюдателем нашей организации. На саммите ШОС будет принято решение по этому вопросу, — заявил Иманалиев.
Отчего сделано такое исключение? Оттого, что в ШОС «есть четкое понимание, что Афганистан остается до сих пор одним из источников угроз нашей безопасности». Складывается ощущение, что Индии и Пакистану надо срочно развести маковые плантации, чтобы стать угрозой региону — и их заявки тут же удовлетворят.
Что до исторического значения, без которого ни один захудалый международный сабантуй в Астане не обходится, то нынешний саммит увенчает «принятие важного совместного документа, который откроет новый этап в работе организации», пообещал Иманалиев. При этом, по его словам, участники саммита намерены затронуть общие проблемы экономического сотрудничества в рамках организации и изменения в мировой экономике и финансовой системе, однако конкретных решений в экономической сфере не ожидается: за конкретику возьмутся премьеры в ноябре в Москве.
View original post here:
В ШОС испугались «африканского ветра»?