Мнения на тему — зачастую прямо противоположные и безусловно дискуссионые — были высказаны на брифинге в рамках международной конференции «Межведомственные аспекты превенции суицидов на государственном уровне».
Молчать или кричать?
- К сожалению, менталитет нашего населения такой, что очень редко обращаются с вопросами суицида. Мы провели беседу, в которой приняли участие 2970 человек в Восточно-Казахстанской области, и выяснили, что только около 24% детей поделились с родителями и окружающими своими проблемами и около 15% обратились в службы медицинской организации, — сказал Сагат Алтынбеков.
По его мнению, причиной такого отторжения помощи со стороны является именно менталитет, причем не столько казахстанский, сколько постсоветский. В качестве антитезы он привел западные страны, где порядка 55% подростков «при малейших случаях депрессии или стресса обращаются к специалистам». Тоже, конечно, не каждый нуждающийся, но все-таки психологам доверяют гораздо больше. У нас же между понятиями «психолог» и «психиатр» большинство по-прежнему ставит знак равенства.
- Цель проводимой нами работы совместно со СМИ изменить менталитет населения, чтобы люди при малейших стрессах обращались к специалистам, — добавил Алтынбеков. И попал пальцем в небо — если имеются в виду официальные и «правильные» СМИ, так им, во-первых, мало кто верит даже из властей предержащих, а во-вторых, они пляшут под дудку чиновников. Конкретный пример — когда несколько лет назад в Казахстане наметился всплеск детского суицида, коллеги из одного такого издания рассказывали о звонках из профильного ведомства с просьбой «не заострять внимание» на проблеме.
Так что постсоветский менталитет не только у детей и подростков, при ныне существующей системе подчинения СМИ чиновникам массмедиа едва ли станут сколь-нибудь эффективным рупором психологов.
Представитель Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Казахстан Джун Кукита убежден в том, что журналисты делают только хуже, информируя общество о случаях самоубийств.
- Случаи суицидов увеличились в Казахстане. Из всемирного опыта мы знаем, что роль СМИ имеет большое значение. В первую очередь они должны понять, почему происходит суицид, с какими проблемами он связан. Мы видели на примере других стран, что СМИ могут усугублять ситуацию своими репортажами. Поэтому они должны осторожно отнестись и не делать сенсации, не раздувать проблему. В частности, нехорошо показывать сцену самоубийства, лучше рассказать аудитории о его причинах, — пояснил свою позицию глава казахстанского представительства ЮНИСЕФ.
Однако чиновники решили Кукиту опровергнуть.
- Три года назад наша республика занимала третье место среди стран СНГ по уровню суицида, сегодня показатель снизился на 14 процентов. Это во многом благодаря тому, что принята национальная программа по превенции суицида при правительстве и разработан межведомственный секторальный план по превенции суицида, где учтены все позитивные моменты, которые нам предлагают международные эксперты, — заявил директор Республиканского научно-практического центра. — Любой ребенок, который ушел из жизни, — трагедия для всей страны, потому что мы все родители и это наши дети, наше будущее. Если в этом вопросе мы достигнем уровня Европы, то это станет хорошим результатом.
Как сообщил г‑н Алтынбеков, уже начато «обучение вопросам суицидологии по всей стране среди психологов при поликлиниках и школах, социальных работников, классных руководителей. В Кызылординской области обучили 475 педагогов, психологов и завучей по воспитательной работе, а также школьных инспекторов полиции, чтобы они тоже знали первые признаки изменения состояния, группы риска, когда подросток может совершить суицид».
- Министерство здравоохранения тоже внесло этот пункт в обязательную программу аттестации психотерапевтов и психологов. Начиная со II квартала 2013 года все вопросы касательно проблематики суицида и его решения, разработанные нами, будут освещаться при аттестации врачей соответствующих специальностей, — добавил Алтынбеков. — Также с 1 сентября для студентов 5—6 курсов по психотерапии, психологии будет выделено 10—12 учебных часов, посвященных изучению проблем превенции суицида и основам суицидологии. Думаю, это даст соответствующий результат.
В группе риска — дети и мужчины
В итоге и ЮНИСЕФ, и Минздрав представили журналистам некоторые практические советы. Международная организация — руководство для журналистов по освещению темы суицидов, в котором, в частности, отмечено, что СМИ «следует избегать чрезмерного тиражирования новости, ее размещения на первой полосе, сообщения о суициде в заголовке, привлечения внимания к смерти знаменитостей» и показывать «альтернативы суициду, рассказывать о том, как общаться с человеком с суицидальным риском и побудить его принять кризисную помощь». Алтынбеков же предложил сосредоточиться на первых признаках наличия суицидальных наклонностей у человека.
- Большинство суицидов — 75% — совершаются людьми в возрасте от 7 до 25 лет. В основном это происходит на почве проблем в школе или семье, взаимоотношений с родителями, сверстниками, преподавателями, потрясения, которое подростки испытывают при ЕНТ, и так далее. Основной признак наступления такого состояния, на что каждый родитель, педагог, школьный психолог должен обратить внимание, когда у ребенка меняется настроение, он становится не таким, как всегда, ничем не интересуется, пропадает аппетит, он грустный, никуда не ходит, сидит дома. Это сразу должно наводить на мысль, что у ребенка не все в порядке, — утверждает казахстанский эксперт. — В основном это происходит на почве депрессивного расстройства, которое часто наблюдается во время переходного периода у подростков. Им кажется, что их не понимают в семье, возникают проблемы со сверстниками. Конечно, большую роль играет и социальная причина, у кого-то есть отец, к примеру, а у него нет. Тут нужно родителям нормально ребенку все объяснить, больше беседовать с ним, подходить позитивно.
Суициды же среди взрослых, по наблюдению г‑на Алтынбекова, не так сильно распространены, как среди подростков, и имеют под собой иные причины.
- Играют роль взаимоотношения в семье, но в особенности — алкоголизация, — заявил представитель Минздрава. — Должен подчеркнуть, что именно алкоголь и наркотики существенно увеличивают риск суицидов. В Восточно-Казахстанской области среди всех инцидентов самоубийств из-за алкоголя произошло 39%. Ситуация практически одинаковая по всей стране. В таком состоянии человек немного неадекватно все оценивает и видит в более депрессивном свете. В основном этому подвержены мужчины в возрасте 40—60 лет.
Чьи советы окажутся действеннее — ЮНИСЕФ или Минздрава — покажет время. Но в раздаточных материалах ЮНИСЕФ при этом утверждают, что «спустя 9 месяцев после выхода рекомендаций в Швейцарии сообщения о суицидах на первых страницах снизились с 20 до 4%, доля сенсационных заголовков — с 62 до 25%, при утроении числа таких историй (выделено автором)».
Так, может, дело все-таки не в погоне СМИ за «жареным»?
Оригинал статьи: