Несмотря на сорокаградусный мороз, 16 декабря карагандинская оппозиция вышла с цветами и белыми шарами к памятнику жертвам политических репрессий, чтобы почтить память жертв Желтоксана и Жанаозена. Накануне исполнительная власть города официально разрешила активистам провести возложение цветов, правда, при этом ограничив их временными рамками. На все про все давался лишь один час – с 12.00 до 13.00.
Автор: Марина ВЕЙЦЕЛЬ
Лютые морозы, воцарившиеся в карагандинском регионе, внесли свои коррективы в программу празднования Дня Независимости в шахтерской столице. Накануне 16 декабря руководство акимата города благоразумно объявило об отмене всех мероприятий, запланированных на улицах Караганды. И население города за это решение было искренне благодарно.
В последние, аномально морозные, дни в шахтерской столице наблюдались перебои с транспортом, а на улицах было, можно сказать, безлюдно. И тем страннее смотрелась озябшая, но оживленная группа людей, собравшаяся воскресным днем у памятника жертвам политических репрессий (он находится в районе Михайловка). Известные в Караганде общественники, представители политических партий и неформальных движений собрались здесь, чтобы отдать дань памяти жертвам Желтоксана и Жанаозена.
На пронизывающем ледяном ветру отказывалась работать фото- видео- и аудиозаписывающая техника. Представители госструктур, следящие за ходом акции, до последнего момента не выходили на мороз из автомашин, а, выйдя, стали просить ее участников пожалеть присутствующих и “не затягивать”. Организаторы, и сами изрядно замерзшие, учли это пожелание и уложились в полчаса.
Открывая мероприятие, с речью выступил известный общественный деятель, бывший руководитель местной ячейки партии “Ак Жол” Айткожа Фазылов. Он поздравил присутствующих с Днем Независимости Казахстана и предложил вспомнить тех, ради кого они здесь собрались.
- Сегодня у казахстанцев великий день, — отметил он. — 16 декабря 1986 года наша молодежь встала грудью за честь нации, за честь казахстанского народа. В этом противостоянии погибло несколько десятков людей, около 900 человек было уволено с работы, исключено из вузов. Сегодня мы скорбим и по тем, кто 16 декабря прошлого года погиб на площади города Жанаозен. Я приведу всего два примера. Это Атаберген Дюсембаев, преподаватель местного колледжа, и Базарбай Кенжебаев, приехавший из аула, чтобы навестить дочь, которая лежала в роддоме.
Айткожа Фазылович еще раз напомнил присутствующим трагические истории гибели Атабергена Дюсембаева, которого в упор застрелил полицейский в момент, когда преподаватель уводил людей с Алана, и Базарбая Кенжебаева, ни за что погибшего от пыток полицейских.
- Мы помним каждого из этих шестнадцати, — заключил перед минутой молчания Айткожа Фазылов. — Мы будем помнить каждого из них до конца своей жизни. Их будут помнить наши потомки. Придет время, и их имена будут написаны в истории Казахстана золотыми буквами.
- Мы все хотим, чтобы в нашей стране наконец-то утвердилась справедливость, и чтобы казахстанцам никогда больше не довелось переживать таких горьких моментов истории, — дополнил выступление г‑на Фазылова первый секретарь Карагандинского областного комитета Коммунистической партии Казахстана Валерий Москвитин.
После этого присутствующие почтили минутой молчания память жертв Желтоксана и Жанаозена, а затем возложили цветы к памятнику жертвам политических репрессий.
Закончилась акция чтением священного аята из Корана — молитвы по усопшим “Аятул курси”.