О том, как обманывают казахстанцев, говорили в среду на пленарном заседании Мажилиса народные избранники. Депутат Меруерт Казбекова считает, что государство должно в ближайшее же время объявить беспощадную войну финансовым «пирамидам». За помощью мажилисмен обратилась к премьер-министру.
Автор: Камиль АЯНОВ
- В настоящее время на территории республики растет активность мошеннических организаций, — пожаловалась Казбекова. — Наше общество уже имеет негативный опыт деятельности АО «МММ».
Причем если 20 лет назад все было намного менее масштабно, то сейчас «пирамиды» взяли на вооружение новейшие технологии. Обман населения становится массовым, а поймать мошенника при этом практически невозможно. Борьба с пирамидами все больше превращается борьбу с ветряными мельницами.
- С развитием средств телекоммуникации, стало возможным осуществление финансовых операций, с привлечением участников через Интернет, — констатировала депутат. — Отличительной особенностью таких пирамид является возможность для получения средств оставаться анонимным. Это значительно усложняет отслеживание денежных потоков, привлечение к юридической ответственности, и сводит на нет возможность возврата денег.
На нет и суда нет
Сейчас у нас в республике, даже не скрываясь, функционирует финансовая пирамида печально известного Сергея Мавроди, под названием «МММ-2011». Эта организация принимает вклады в виде электронных денег под необоснованно высокие проценты и пр. При этом организаторы не скрывают, что пирамида может в любой момент обанкротиться, однако желающих «дармовой тенге» (то есть потенциальных жертв мошенников) почему-то меньше не становится. А контролирующие госорганы, наблюдая в реале этот сериал «Обмани меня», разводят руками. Законов, позволяющих призвать подобных мошенников к порядку, в нашей стране еще не придумали.
- В казахстанском законодательстве отсутствует определение финансовой пирамиды, — подчеркнула мажилисмен. — Нет в нем и понятия незаконного оборота электронных денег. Сегодня Комитет по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций национального банка Казахстана, ограничился только предупреждением граждан о бдительности и существующих рисках потери средств при сотрудничестве с организацией «МММ-2011».
Также Комитет заявил, что организация под названием «МММ-2011» не имеет лицензии уполномоченного государственного органа на осуществление деятельности на финансовом рынке, не является финансовой организацией, и ее деятельность не подлежит контролю и надзору со стороны Комитета. Словом, умыл руки.
- Свое бездействие уполномоченный орган обосновывает отсутствием соответствующей правовой базы, — уточнила Казбекова. — В гражданском и уголовном законодательстве РК отсутствуют специальные нормы привлечения к ответственности, организаторов финансовых пирамид. В действующих правовых рамках, привлечения к ответственности за мошенничество, возможно только в отношении юридического лица. Между тем, как такового юридического лица «МММ-2011» не существует. Ни в Казахстане, ни в других странах.
То есть на «нет» у нас ни суда, ни следствия нет. Созданы все условия, чтобы обманывать народ и грести деньги лопатой.
- Создание специального законодательства о финансовых пирамидах, является единственным реальным способом борьбы с ними, — считает народная избранница. — Это подтверждается мировой практикой.
Специализированное «противопирамидное» законодательство, приравнивающее подобную деятельность к мошенничеству, есть и в США, и в России, и в Украине. А у нас его нет. Зато сами «пирамиды» есть.
— На основании вышеизложенного просим Вас сообщить, какие меры принимаются по борьбе с финансовыми пирамидами, — обратилась Казбекова к премьеру. — А так же планируется ли разработка соответствующих законопроектов, регламентирующих данные явления и устанавливающих ответственность за подобные виды деятельности.
Без Мавроди обойдемся
Впрочем, как показываем практика, для обмана казахстанцев и «МММ» не нужен, отечественные «мавроди» прекрасно справляются с этим сами, при полной поддержке государства. Об одной такой масштабной афере напомнил собравшимся мажилисмен Азат Перуашев.
- В соответствии с государственной программой, — рассказал народный избранник, — в 91—95 годах правительством были осуществлены меры по разгосударствлению и приватизации средних и крупных предприятий во всех отраслях экономики бывшей Казахской ССР, и государственного жилищного фонда. Согласно нормам закона о разгосударствлении и приватизации от 22 июня 1991 года и положению о купонном механизме, в целях создания равных стартовых условий для участия граждан в приватизации государственного имущества, использовались приватизационные жилищные и инвестиционные купоны, (ПИКи), которые явились законным платежным средством для приобретения государственного имущества.
В процессе массовой приватизации населению была предоставлена возможность обретения права собственности путем обмена приватизационных инвестиционных купонов на акции приватизационных инвестиционных фондов, учрежденных в виде открытых АО. Однако, как показала практика, приватизаторы оказались «прихватизаторами». Большинство инвестфондов участвовали в аукционах по приватизации и приобрели в собственность акции крупных и средних предприятий в обмен на вложенные гражданами купоны. Вместе с тем, став акционерами инвестиционных приватизационных фондов, подавляющая часть казахстанцев так и не получила от их деятельности ни дивидендов, ни каких-то отчетов о деятельности.
- После реализации указанной программы приватизации прошло более 15 лет. Все это время миллионам казахстанцев остается неизвестным судьба вложенных ими ПИКов, — заявил Перуашев. — В партию АкЖол обращаются граждане, с вопросами о конвертации вложенных ими купонов в акции конкретных предприятий, и выплате дивидендов. Им неизвестно, как осуществляется управление акциями, оформлено ли вообще юридически их право собственности в приватизированных предприятиях, инвестфондах, либо их правопреемниках. А также, какие права они имеют по распоряжению такой собственностью.
Все как-то оперативно забыли, что изначально целью приватизации и была передача предприятий рядовым акционерам, которые и должны были стать конечными собственниками.
- Согласно требованиям национальной программы разгосударствления и приватизации, от 5 марта 93 года, инвестиционные и приватизационные фонды и соответственно их правопреемники, должны нести перед акционерами полную имущественную ответственность, — уверен Перуашев. — В этой связи, утаивание инвестфондами судьбы вложенных купонов миллионов граждан можно рассматривать как самовольное распоряжение чужим имуществом.
Мажилисмен попросил премьер-министра прояснить ситуацию с деятельностью приватизационных инвестиционных фондов. В частности — предоставить информацию о судьбе как действующих, так и ликвидированных и преобразованных фондов и ПИКов вложенных в них.
- В том случае, если данные вопросы за 15 лет не нашли своего правового решения, — уточнил Перуашев, — просим ответить, будут ли со стороны правительства приняты какие-либо меры по защите законных прав и интересов граждан, являющихся, по сути собственниками приватизированных предприятий.
Мажилисмен поднял щекотливую тему не просто так — в настоящее время правительством начата работа по продаже акций крупных национальных компаний, и внедрению народного IPO. Депутата терзают смутные сомнения, не повторится ли ПИКовая ситуация, и не останутся ли граждане-акционеры, вложившие свои в средства в эти ценные бумаги, как и в прошлый раз, совершенно ни с чем.
Не забудьте про регламент!
Закончилось пленарное заседание Мажилиса на командной ноте. Спикер палаты Нурлан Нигматуллин счел, что выступления народных избранников слишком затянуты и решил заставить коллег соблюдать регламент техническими методами. То есть — отключать слишком красноречивых мажилисменов.
- Давайте будем взаимно корректны, — заявил он. — Есть регламент, пятиминутное обращение. Работайте, пожалуйста, с текстом! В связи с этим хочу сделать объявление — со следующего пленарного заседания введен программный режим, автоматически после пяти минут (выступления — авт.), если депутат не уложился, микрофон будет отключаться.
Народные избранники в ответ на угрозу смиренно промолчали. Видимо, чтобы их не лишили права голоса окончательно.
Read More:
В мажилисе объявили борьбу с пирамидами