В Кыргызстане только появилось новое оппозиционное движение под условным названием «Противостояние президентской власти». Возглавил его депутат Жогорку Кенеш (парламента страны) Равшан Жээнбеков. И эксперты уже пророчат «горячую весну».
Господин Жээнбеков с конца 90‑х годов работал на различных должностях в исполнительной и в законодательной ветвях власти республики, а также представлял страну за рубежом в качестве посла в Малайзии. После прошедшей в 2010 году революции, Равшан Жээнбеков был избран в парламент по списку социалистической партии «Ата Мекен».
Однако в марте 2012 года два депутата-социалиста Равшан Жээнбеков и Омурбек Абдрахманов были исключены из рядов партии за «утерю связи с партийной организацией». Но поскольку согласно Конституции Кыргызстана мандаты народных избранников нельзя отозвать, то бывшие «атамекеновцы» пребывают в статусе независимых парламентариев.
После исключения из партии Равшан Жээнбеков заявлял, что считает себя «политиком-демократом», который «объединится с теми политиками, кто придерживается демократических принципов: конкуренции, свободы слова, открытости, прозрачности, права на мирные собрания».
«Я не могу сказать, какая это будет партия, возможно, куда-то войду, возможно, создам свою. Могу сказать, что в нашей стране появляется демократический блок, политики-демократы будут иметь сильное влияние в нашей стране», — заявлял он тогда.
Новую партию он пока не создал, но в начале февраля этого года бывшие социалисты и примкнувшие к ним объявили, что инициируют «объединение всех сил в движение для борьбы с политикой нынешней власти» под руководством Равшана Жээнбекова.
И 26 февраля новое оппозиционное движение провело официальную презентацию, поделившись с журналистами кыргызских СМИ планами на будущее.
По словам политиков, главная цель движения — вернутся к парламентской форме правления страной, ограничив полномочия нынешнего президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева.
«Де-юре Кыргызстан — парламентская республика, но фактически правит президент. Судебная и исполнительная власти подчиняются ему. Мы против узурпации власти. Для начала будем вести переговоры, ставить условия. Однако если власть не поймет, выйдем на митинги», — разъяснил ИА «24».kg один из активистов движения, экс-депутат Жогорку Кенеш Талант Мамытов
На презентации было заявлено, что в движение вошли известные кыргызские оппозиционные политики: экс-депутат от партии «Ата Журт» Камчыбек Ташиев, лидер партии «Улуттар биримдиги» Мелисбек Мырзакматов, руководители политических партий «Асаба», «Эркин эл», «Чындык» — Салмоорбек Дыйканов, Мавлян Аскарбеков, Кубанычбек Кадыров, лидер Движения сопротивления Омурбек Суманалиев, экс-министр иностранных дел Аликбек Джекшенкулов, экс-генпрокурор республики Азимбек Бекназаров. И есть еще несколько депутатов парламента, которые выразили готовность пополнить ряды движения.
Новая оппозиция намерена использовать старые методы в борьбе за власть — митинги и проведение курултаев несогласия, но только в том, случае, если власть не сядет с ними за стол переговоров.
«Янукович разрушил попытки Украины создать парламентскую республику и Атамбаев все разрушает. Он создает личную власть. У украинской оппозиции была четкая позиция — евроинтеграция. Но Янукович этого не захотел, а применил силу в отношении людей и вывел «Беркут». Сейчас у нас все зависит от президента. Если он будет слушаться, то, безусловно, мы готовы сесть за стол переговоров» — сказал г‑н Жээнбеков, который неоднократно посещал Украину и встречался с представителями партий «Батьковщина» и «Удар».
Кроме восстановления парламентской республики, новая оппозиция требует пересмотреть решение о выводе американской авиабазы из Кыргызстана и отказаться от вступления в Таможенный союз. По мнению Равшана Жээнбекова, для вступления страны в ТС нужно провести всенародный референдум, а отказываться от Центра транзитных перевозок «Манас» нельзя, потому что бюджет страны понесет колоссальные потери.
Также лидер оппозиции полагает, что нужно усиливать роль кыргызского языка. «Я всегда говорю на кыргызском языке, это мой родной язык. Если мы хотим быть национально идентифицированной нацией, то должен быть только один язык, а если мы позволяем русскому быть вторым, то третьим должен быть английский», — отметил он.
У журналистов вполне логично возник вопрос, а кто будет финансировать новое оппозиционное движение? И как это согласуется с проамериканской направленностью оппозиционеров? На что г‑н Жээнбеков ответил, что обвинения в спонсировании их Западом — чушь, распространяемая провластными СМИ, а движение намерено обратиться к гражданам с просьбой скинуться на создание «устойчивой оппозиции».
В общем, ничего нового, в Кыргызстане в очередной раз ожидается «горячая весна» с митингами и курултаями…