Доклад о злоупотреблении главы Туркменистана наблюдательная организация Crude Accountability обнародовала 12 октября, сообщил сайт EurasiaNet. Свой отчет американцы назвали «В кармане у президента (Бердымухамедова): нефть, газ и закон». Докладчики отметили, что глава республики поднял самоуправство в Туркменистане на новую высоту. С государственными запасами энергоресурсов Бердымухамедов обращается как со своей собственностью и 80% нефтегазовых доходов страны отправляет на контролируемый им лично счет.
Конечно, до Бердымухамедова ситуация в Туркменистане была не намного лучше. Его предшественник — диктатор Сапармурат Ниязов, который управлял страной с 1990 по 2006 годы, создал прецедент, замкнув на себя все энергетические контракты. Например, по принятому в 1997 году закону все тендеры и все лицензии в энергетической отрасли утверждались лично президентом.
Тогда Ниязов обосновывал необходимость подобного шага тем, что он будет способствовать сдерживанию безудержной коррупции в энергетической сфере. На самом деле это, скорее, оптимизировало коррупционный процесс. Незадолго до скоропостижной кончины Ниязова обнаружилось, что у него имелись специальные счета в иностранных банках, на которых он прятал доходы от экспорта энергоресурсов и аналогичных сделок.
После прихода к власти новый президент Туркменистана Бердымухамедов пообещал оздоровить ситуацию в энергетическом секторе. Но, как показал доклад Crude Accountability, он, скорее, развил и упрочил коррупционную схему, заложенную своим предшественником.
Больше всего американцев поразило то, что коррупция заложена в самом законе Туркменистана. С подачи президента официально зафиксировано, что в государственный бюджет поступает лишь 20 процентов доходов от экспорта нефти и газа. Причем механизмов отчетности в отношении оставшейся части абсолютно не предусмотрено.
Но, как отметила исполнительный директор организации Crude Accountability Кейт Уоттерс (Kate Watters), Бердымухамедову не откажешь в здравом смысле. Он вполне может сказать, что, по сравнению с прошлым законом, в госбюджет поступает на 10 процентов больше доходов, так что он улучшил ситуацию. Правда, неизвестно, куда уходят остальные 80 процентов?
Американские исследователи акцентировали внимание на том, что даже во времена Ниязова кабинет министров имел некоторые полномочия по контролю за продажей углеводородных ресурсов страны, теперь нет даже их. Бердымухамедов постепенно сводил на нет всякие ревизии и проверки, и теперь ни одна правительственная структура даже не притворяется, что осуществляет в данной сфере хоть
Как отмечается в докладе, «за годы своего президентства Гурбангулы сумел сосредоточить в руках одного человека, а именно в своих руках, всю полноту власти, весь процесс принятия решений, управления и, самое важное, контроля над нефтегазовыми доходами».
Одно из новшеств нового руководства страны — Бердымухамедов в законодательном порядке внес поправки, наделившие Государственное агентство по управлению и использованию углеводородных ресурсов при Президенте Туркменистана исключительными полномочиями по управлению всеми резервами и контролю за всеми экспортными аспектами и платежами.
Ранее вопросами воздействия на окружающую среду, а также трудовыми, контрактными и смежными моментами ведало Министерство охраны окружающей среды и другие профильные ведомства. Теперь же все аспекты, связанные с работой энергетического сектора, находятся в компетенции означенного агентства при президенте страны.
Такое поведение президента может привести к военным столкновениям в стране, считают авторы отчета. Американские эксперты зафиксировали в Туркменистане те же проблемы, которые предшествовали революциям в североафриканских странах.
Самое интересное, что большая часть данных в отчете Crude Accountability опирается на открытые документы правительства Туркменистана, некоторые из которых можно найти в электронном виде на туркменском и русском языках. Для анализа постановлений правительства Туркменистана были привлечены некоторые граждане этой страны. В результате анализа и расследования американским экспертам удалось документально зафиксировать целенаправленные шаги Бердымухамедова к абсолютному контролю над нефтегазовыми доходами страны.
Read More:
В кармане президента нефть, газ и закон