Вступившие в силу поправки в Уголовный кодекс РК, предусматривающие наказание за распространение заведомо ложной информации в виде крупного штрафа или лишения свободы до десяти лет, вызвали общественный резонанс. А журналисты, которым теперь грозил не только штраф, а также и тюремное заключение, в знак несогласия с ужесточением законодательства даже сняли видеоклип на кавер-версию новогодней песни «Пять минут», в которой рассказали о последствиях поправок.
Чтобы прояснить ситуацию и выяснить, чем грозят поправки в УК РК и как они будут реализовываться редакция Zakon.kz обратилась к юристу Михаилу Кленчину. Как утверждает юрист, вступившие в силу поправки не имеют аналогов в уголовном праве других стран.
— К чему приведет ужесточение наказания за распространение заведомо ложной информации?
- Учитывая тот факт, что на сегодняшний день совершенно непонятно, каким образом должна применяться данная статья, а также принимая во внимание отсутствие дополнительных нормативно-правовых актов, я не думаю, что следует ожидать каких-либо массовых репрессий со стороны правоохранительных органов. Думаю, скорее они будут стараться максимально абстрагироваться, по мере возможности, от возбуждения уголовных дел по данной статье, во избежание каких-либо проблем в случае обжалования их действий и решений.
Однако, новая норма может стать сильным инструментом для сведения счетов с неугодными оппонентами — я говорю не о следственных органах, а о не совсем сознательных гражданах, хоть и далеких от юриспруденции, однако считающих, что путем обращения с заявлением в правоохранительные органы можно «расправиться» с неугодным оппонентом. То есть, фактически, сейчас открыта возможность для написания доносов. Граждане станут внимательно слушать, читать, фиксировать написанное и сказанное тем, кому хочется «насолить» и далее писать заявления. Возбуждать уголовные дела и направлять в суды для вынесения приговоров правоохранители вряд ли охотно станут, но все равно, как говорится, могут здорово «потаскать».
— Как Вы думаете, с чем это связано?
- Сложно сказать, почему законодателем была внесена такая статья в Уголовный кодекс. Особенно удивляет тот факт, что на фоне общей гуманизации, когда множество статей из Уголовного кодекса были декриминализированы, «перенесены» в Кодекс об административных правонарушениях, появляется вдруг новая статья, которая причем относится к категории тяжких преступлений и максимальная уголовная ответственность по ней предусматривается в виде лишения свободы сроком на десять лет. Это слишком, как мне кажется.
— Кто попадает под эту статью? «С использованием средств массовой информации или информационно-коммуникационных сетей» — значит ли это, что казахстанец за несоответствующую действительности запись в соцсети может получить срок до 10 лет или штраф до 1000 мрп?
- Просто лишь за несоответствующую действительности запись уголовной ответственности быть не может. Для образования состава необходимо, чтобы распространенная информация была заведомо ложной, а также она создала опасность нарушения общественного порядка либо причинения существенного вреда. Однако, обратите внимание, что состав образуется не в случае нарушения общественного порядка или причинения вреда, а уже тогда, когда есть всего лишь опасность этого. То есть, вред еще не причинен, общественный порядок не нарушен, а привлекать к уголовной ответственности уже можно. Но ведь это абсурд! Тем более, выходит так, что определять наличие либо отсутствие опасности будет исключительно следователь. То есть, только лишь он будет решать, а была ли опасность от распространенной ложной информации или нет. Учитывая сложившуюся практику, возможно предположить, что происходить это будет с карательным уклоном, учитывая минимальный процент оправдательных приговоров.
Более того, не было издано нормативно-правовых актов, которые бы конкретизировали понятия «общественный порядок» и способы его нарушения, не определено, что конкретно подразумевается под «заведомо ложной информацией», а также неясно, каким образом следует отделять заведомую ложность от добросовестного заблуждения. Кто и как это будет определять? Это будет делать следователь, по своему усмотрению. А это уже опасно, с многих сторон, включая и возникновения коррупциогенного фактора. Необходимо срочное принятие подзаконных конкретизирующих нормативно-правовых актов, либо Верховный Суд должен разъяснить все в соответствующем нормативном постановлении.
Распространением заведомо ложной информации можно назвать слухи, неподтвержденные данные, версии событий, мнения. А это значительная часть журналистских публикаций. Не предполагаете ли вы, что власти будут наказывать «клеветников» избирательно, лишь за ту информацию, которая неугодна чиновникам?
Учитывая то, что СМИ, а также журналисты и, в первую очередь, главные редакторы уже регулировались законом и ответственность была прописана, то вряд ли журналистам следует что-либо менять в своей работе. Однако, безусловно, опасность новых негативных последствий есть.
Если раньше распространение заведомо ложной информации, нанесшей урон чести и достоинству, чаще всего выливалось в возбуждение гражданского дела в суде путем подачи иска о защите чести, достоинства и деловой репутации, то теперь это будет рассматриваться в плоскости уголовного права. В руках у правоохранителей есть серьезное оружие, которое теоретически может быть использовано как в нужных целях защиты интересов граждан и государства, так и в качестве устранения неугодных с поля боя путем злоупотреблений.
Источник: ИА Zakon.kz