На последнем заседании правительства обсуждали, как по-новому работать с подрастающим поколением. Дискуссия велась в рамках концепции государственной молодежной политики, которую в итоге члены кабмина утвердили. Правда, было, как обычно, много теории и совсем мало конкретики.
Автор: Тимур ВАЛИЕВ
Главным спикером на заседании стал министр образования и науки Бакытжан Жумагулов, в чьем ведении и находится молодежная политика. С чувством он проинформировал коллег по кабинету, что проект концепции обсужден с администрацией президента и синхронизирован со стратегией развития молодежного крыла «Жас Отан» — «Жастар Отанға!».
Кроме того, в документ «включены все основные положения, выдвинутые президентом страны на XIX сессии ассамблеи в апреле прошлого года, в статье «Социальная модернизация Казахстана», на съезде «Жас Отана» и в послании «Стратегия «Казахстан-2050».
Все, что вложим, вернете
По словам министра, в концепции отражены имеющиеся у молодежи проблемы — «обеспечение доступным жильем, трудоустройство и занятость, радикализация молодежной среды». Сама же концепция «ориентирована на новые принципы социальной политики». При этом «государство принимает меры, направленные на трудоустройство молодежи, ее переобучение и переподготовку, обеспечение доступным жильем, субсидирование проезда и питания».
- Главная задача государства — это поддержать начинания молодежи, предоставить возможность самореализации и побуждать людей действовать. А задача молодежи — правильно воспользоваться предоставленными возможностями, — подчеркнул г‑н Жумагулов.
Он особо отметил: «Важно соблюдать принцип прагматизма, когда каждое вложение в молодежной политике должно быть возвратным и прибыльным. А инвестиции должны быть эффективными».
Бюджетные вклады в молодежь таковы: в 2013 году из республиканского бюджета на финансирование молодежной политики предусмотрено 1,5 млрд тенге, в том числе 590 млн тенге — по соцзаказу. Из местных бюджетов — свыше 2 млрд тенге, в том числе по соцзаказу — более 940 млн тенге.
Акцент был сделан и на морально-нравственную составляющую: «Формирование и воспитание казахстанцев новой формации должно основываться на консолидирующих факторах нового казахстанского патриотизма, среди которых — триединство языков, национальная культура, традиции и интеллигенция».
Подходить к реализации этих задач Минобразования предлагает с научно обоснованной точки зрения. И ориентирована концепция не только на обучающуюся молодежь, а охватывает «все категории, включая сельскую, рабочую, самозанятую, безработную, маргинальную и т.д.».
- Начато решение задачи — дойти до каждого города и села. Для этого в городах и районах создаются ресурсные центры, в сельских округах и селах вводятся инструкторы по работе с молодежью. Такая схема станет основой адресной работы со всеми категориями молодежи по месту жительства, учебы и работы, — заявил министр. Правда, с чем именно авторы концепции пойдут по селам, он не уточнил.
Война план покажет
Реализовывать концепцию планируется в два этапа: с 2013-го до 2015 года и с 2015-го до 2020-го. В рамках первого периода, пообещал г‑н Жумагулов, «будет сформирована эффективная модель межведомственного взаимодействия, которая позволит сфокусировать усилия всех государственных органов, корпоративного сектора и институтов гражданского общества в решении проблем молодежи».
Часть этой работы, по его словам, уже проделана. Ни много ни мало — «сформирована новая инфраструктура молодежной политики». Под ней глава Минобразования, как выяснилось, понимает создание комитета по делам молодежи и соответствующих управлений в регионах. Действуют и региональные советы по молодежной политике, возглавляемые лично акимами.
В качестве приоритетного направления министр обозначил консолидацию молодежных организаций. «Сейчас их более 1000, мы выстраиваем работу с наиболее крупными из них. Большую роль в проведении молодежной политики мы отводим детско-юношеской организации «Жас Ұлан», — заявил он. Министерством для реализации этого приоритета уже разработана стратегия развития одиннадцати республиканских молодежных организаций до 2020 года.
- Мы будем развивать их филиальную сеть, поддерживать региональные организации и содействовать участию молодежи в социальных программах и государственном социальном заказе, — подчеркнул г‑н Жумагулов.
Из практических действий министр обозначил лишь усиление работы по трудоустройству молодежи. Это, в частности, решение коллегии министерства, согласно которому «повышена ответственность вузов и колледжей за трудоустройство молодых специалистов и качественный мониторинг этого процесса».
Ну и — пересмотр структуры госзаказа на подготовку специалистов с учетом потребностей экономики и государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития. (К слову, последнее сделать должны были еще при разработке ПФИИР, но, видимо, запамятовали, что на новых индустриальных объектах потребуются и рабочие руки — казахстанские.) Интересно при этом, что качество подготовки специалистов в отечественных вузах здесь почему-то не учитывается. Хотя зачастую проблема трудоустройства связана и с тем, что выпускники имеют диплом, совершенно не подкрепленный какими-либо знаниями.
Глава Минобразования также заявил, что «важным условием второго этапа станет внедрение целевых индикаторов оценки реализации бюджетных программ, затрагивающих интересы и потребности молодежи, которые еще не определены по компетенциям госорганов».
- Необходимо сформировать систему индикаторов и показателей участия молодежи в социально-экономическом развитии страны. Ими могут стать: внутренняя миграция молодежи; количество молодых семей, имеющих жилье; уровень безработицы, образования и доходов; соотношение браков и разводов среди молодежи; доля молодых людей, участвующих в выборах; уровень молодежной преступности, алко- и наркозависимости, заболеваемости, смертности и др., — пояснил он суть замысла.
Собственно, на этом все «детали» новой концепции молодежной политики закончились. Министр сообщил, что для успешной реализации документа разрабатывается соответствующий план мероприятий, который будет внесен в правительство в течение месяца после принятия концепции. Что именно войдет в этот план и как все-таки будут решаться реальные проблемы молодежи — осталось «за кадром».
Оригинал статьи: