Ирония это судьбы и случайное совпадение или было так специально рассчитано, но 22 февраля, в день, когда суд второй инстанции подтвердил вердикт о закрытии «единого СМИ «Республика» за экстремизм, казахстанский госсекретарь Марат Тажин объявил новый курс Акорды в информационном пространстве.
Автор: Нурахмет КЕНЖЕЕВ
Знаковое мероприятие с участием замруководителя администрации президента РК Баглана Майлыбаева и первого зампреда народно-демократической партии «Нур Отан» Бауржана Байбека прошло, напомним, в новом центре «КазМедиаОрталыгы» в Астане.
Речь шла о том, как помочь главе государства реализовать его стратегию «Казахстан-2050». От участников встречи потребовали реальной работы, чтобы елбасы мог справиться с нарастающей напряженностью внутри страны и вокруг нее, упрекнув в том, что государственные СМИ бесполезно сжирают бюджетные деньги, получаемые в рамках госзаказа.
С упреком этим трудно не согласиться, но наше внимание привлекло другое.
Во-первых, госсекретарь признал, что государственная информационная махина, состоящая из сотен государственных СМИ и частных изданий, «сидящих» на игле госзаказа или кормящихся из рук олигархов, проиграла информационное противостояние немногочисленным независимым СМИ, которых было-то полдесятка. Главным образом потому, что государству и его рупорам население просто не верит.
Во-вторых, Тажин (как теперь понятно, главный человек в Акорде по идеологии) поручил повысить эффективность государственных и провластных СМИ. В том числе за счет улучшения качества кадров, создания собственного привлекательного для читателей контента, выхода в интернет и соцсети.
В‑третьих, он потребовал, чтобы государственные СМИ стали лидерами на информационном пространстве, то есть научились влиять на народ в нужном Назарбаеву направлении.
В‑четвертых, госсекретарь предупредил об изменении системы распределения госзаказа, которая, видимо, будет заключаться в сокращении объема выделяемых государством средств и попытке за счет обострения конкуренции подтолкнуть государственные и провластные СМИ стать более качественными, интересными, выйти на рынок и научиться зарабатывать там деньги.
В‑пятых, Тажин почти официально разрешил СМИ говорить о недостатках и проблемах, потребовав только делать это «конструктивно», то есть напоминать читателям, что делают для их исправления и решения государство и его представители.
Нет смысла критически комментировать вышесказанное. Но не можем не сделать прогноз — не получится. К большому разочарованию Марата Тажина (хотя он, конечно, не может этого не понимать).
Потому что в стране, где в принципе нет публичной политики и свободы слова, где попираются ключевые принципы Конституции вроде презумпции невиновности и неприкосновенности частной собственности, где правосудие есть лишь форма узаконения политического произвола, главные редакторы и журналисты всегда будут всего бояться. Поэтому будут продолжать держаться наезженной колеи, потому что так безопаснее.
Другим ведущим спикером на мероприятии стал первый зампред НДП «Нур Отан» Бауржан Байбек, который озвучил семь основных задач, выполнением которых будет заниматься его партия.
Это: системное разъяснение стратегии «Казахстан-2050», усиление деятельности партии в регионах, активизация работы в интернете, более системное взаимодействие с неправительственными организациями, повышение эффективности и транспарентности деятельности самой партии, усиление действенности и контроля над госорганами, усиление обратной связи между обществом и властью.
Мы, возможно, слишком уж большие пессимисты. Особенно после судебных процессов над «единым СМИ «Республика». Но даже для нас то, что хочет свершить первый заместитель Назарбаева по партийной линии, выглядит экстримом, поскольку равнозначно обещанию оживить мертвеца.
О каком усилении контроля над госорганами может идти речь, если областные филиалы «Нур Отана» возглавляют акимы областей? С какими НПО собирается наладить системное взаимодействие г‑н Байбек, если среди последних все больше ГОНГО и все меньше тех, кто не боится?
Что касается идеи «электронной партии», которую озвучил Байбек, то она бессмысленна хотя бы по той причине, что интернет имеет странную особенность усиливать то главное, что существует в реальности. Это означает, что, как только правящая партия активизируется в интернет-пространстве, станет еще более очевидной ее искусственность, идеологическая аморфность и политическая импотенция.
Не менее бессмысленна идея Назарбаева, которую собрался реализовать еще один спикер — министр образования и науки Бауржан Жумагулов. Речь идет о том, что будет законодательно закреплено, начиная со второго курса, прохождение практики в казахстанских СМИ студентами журфаков.
Кроме формального выполнения этого поручения, связанного с получением справок о принятии на практику и ее прохождении, ничего не получится.
И в завершение. Судя по всему, главная задача, которую поставил елбасы перед своим верным соратником Тажиным, — это сломать шаблонные стереотипы и сформировать новое историческое мышление.
А поскольку национальной идеей Казахстана с недавних времен де-факто стал сам Назарбаев и то, что он вещает и обещает, госсекретарю, видимо, поручено обеспечить Нуреке место в истории. Для этого нужно всего-навсего сделать так, чтобы казахстанцы в массе своей перестали верить своим глазам и начали верить провластной пропаганде, в том числе государственным и проназарбаевским СМИ.
Согласитесь, задача эта сродни геракловым подвигам. Осилит ли ее Марат Тажин? Точно нет. Но попытается. Мы же можем ему только посочувствовать.
Когда в стране экстремизмом признаются публикации, отражающие правду жизни, а мнения о ситуации клеймятся как разжигание социальной розни, любому — даже самому ярому стороннику елбасы — очень легко поскользнуться. Поэтому наши коллеги из государственных и провластных СМИ наверняка будут верить не словам госсекретаря РК, а действиям генпрокурора, председателя КНБ и прочих охранителей назарбаевского режима. Именно битие определяет сегодня в Казахстане сознание.
Оригинал статьи: