«Дело нефтяников» прошло последнюю инстанцию – Верховный суд. Вчера надзорная коллегия под председательством Акылтая Касымова постановила: «зачинщикам» беспорядков приговор оставить в силе, рядовым участникам – изменить меру наказания на условную, до двух лет.
Автор: Камиль АЯНОВ
Мы уже сообщали, что сроки уменьшили осужденным Марату Аминову, Нурлану Аскарулы, Жарасу Бесмагамбетову, Мурату Косбармакову, Бауыржану Непесу и Кайрату Эдилову. Всех вышеперечисленных освободят из-под стражи.
Прежнее наказание оставили Розе Тулетаевой (7 лет лишения свободы), Максату Досмагамбетову, Нарыну Джарилгасинову и Канату Жусипбаеву (6 лет), а также Шабдалу Уткилову (5 лет), Танатару Калиеву и Талагату Сактаганову (4 года).
Все равны, но кое-то — особенно
Еще до начала заседания пришедшие в Верховный суд правозащитники, члены политических партий и пресса столкнулись со странным отбором. Так, у представителей оппозиции на входе в здание изъяли всю технику от диктофонов до сотовых телефонов и флешек, не говоря уже про ноутбуки и планшеты. Представители же провластных СМИ беспрепятственно пользовались даже видеокамерами.
- Если законы в Верховном суде нарушаются даже при таких моментах, то решение, которое он вынесет, никогда не будет справедливым и объективным, — прокомментировала происходящее глава ОФ «Фонд парламентаризма в Казахстане» правозащитница Зауреш Батталова.
Как показали дальнейшие события, с правозащитницей можно было согласиться. Так, аккурат к заседанию надзорной коллегии подсудимая Роза Тулетаева осталась без адвоката. Немногим ранее ее представитель в суде Гульнар Жуаспаева получила заявление от своей подзащитной Тулетаевой, что она отказывается от ее услуг в пользу адвоката Досболова. Однако, учитывая то, что Досболов участвовал в том же процессе, защищая Танатара Калиева (на основании показаний которого нефтяников и осудили), а также еще по ряду процессуальных причин, провести замену не удалось. Жуаспаева попыталась все-таки остаться защитницей Тулетаевой, но суд не позволил.
Кроме того, как отметили на заседании адвокаты нефтяников, суд первой инстанции, по сути, проигнорировал многочисленные заявления подсудимых о применяемых к ним незаконных методах следствия и пытках.
- Не указана и не дана оценка о применении пыток в отношении Досмагамбетова Максата, у него имеется судебно-медицинская экспертиза, — заявила Жуаспаева. — В ходе суда нами также было обжаловано постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по фактам пыток по отношению к подсудимым. До настоящего времени пытки в отношении Досмагамбетова не расследованы и не вынесено окончательного решения. Считаю, что судом нарушен закон о всестороннем полном рассмотрении дела.
Сославшись на Конвенцию ООН, адвокат также заявила, что улики, добытые следствием таким вот преступным путем, должны быть исключены из числа доказательств.
- Я считаю, что в последующем суд должен был в отношении Досмагамбетова вынести оправдательный приговор, — заявила Жуаспаева.
Ходатайство об этом суд удовлетворил, однако на приговоре это никак не отразилось. Ни тогда, ни сейчас.
Пытка есть, попытки — нет
Присутствовавший на заседании редактор газеты «Жас Алаш» Рысбек Сарсенбайулы по итогам суда разочарования скрывать не стал.
- Конечно, мы не ждали, что Верховный суд оправдает всех и вынесет справедливое решение, но все-таки, — заявил он. — С самого начала следствия уже была дана команда, кому сколько лет дать, кого наказать. Верховный суд поставил точку в этом сценарии. Трагикомедия окончена. Люди безвинные осуждены. «Организаторов» не оправдали, приговор оставили без изменения. Кому было 3 года — условно дали. Конечно, хорошо, что они выйдут на свободу. Но их не оправдали!
Сарсенбайулы уверен, что жанаозенские преступники — те, кто стрелял из боевого оружия в мирных людей, кто убивал граждан на улицах, кто был реальным провокатором беспорядков. Нефтяники же, оказавшиеся на скамье подсудимых, не убийцы, а жертвы, заслуживающие максимум условного наказания за несанкционированный митинг. А если учесть пытки во время следствия и согласно закону признать улики недействительными, то подсудимых нужно только освободить.
- Я считаю, что это половинчатое решение, — говорит редактор «Жас Алаша». — Судьи Верховного суда, конечно, боятся оправдать их. Они (судьи) выполнили свою роль, которая им была предназначена. Они все трусы. Пусть не обижаются. Потому что они не применили те статьи УК, которые должны были применить, должны были докопаться до истины.
Надежда только на ООН
Недовольна приговором и Гульнар Жуаспаева, несмотря на то, что Роза Тулетаева уже не является ее подзащитной. Жаловаться на судебный произвол дальше женщинам практически некуда.
- Осталось только в Комитет ООН, — говорит Жуаспаева. — К подсудимым во время следствия применялись пытки. Я хотела это дело довести до Комиссии ООН, уже все документы собрала, но меня с этого дела отшили.
Впрочем, свою бывшую клиентку адвокат ни в чем не винит.
- Если бы вы сидели в колонии, не знаю, что бы вы написали, — говорит защитница. — Никто ее, конечно, не осуждает.
Впрочем, менять стратегию и отказываться от дальнейшей борьбы Жуаспаева не собирается.
Оригинал статьи —