“Расскажи правду о своем сыне!” – с таким призывом обратилась к родителям пограничника Нурланбека Мукашева мать осужденного Владислава Челаха. Со слов Светланы Ващенко, этот солдат служил на заставе “Арканкерген”, но в ноябре вернулся домой живым и невредимым.
Автор: Алена КОЛМОГОРОВА
Мать Владислава Челаха, осужденного за убийство своих сослуживцев и егеря, утверждает, что в кровавой бойне на пограничном посту “Арканкерген” удалось выжить не только ее сыну. До Светланы Ващенко давно доходили слухи о том, что земляк Челаха — призывник из Балхаша Нурланбек Мукашев — в ноябре вернулся домой. На днях эту информацию подтвердила ее близкая подруга, что живет в этом городе.
- Это самая лучшая и близкая моя подруга, — рассказала Светлана Ващенко. — Она как раз живет в Балхаше. Ее близкие родственники живут в одном доме с родителями Мукашева. Они и сказали, что в ноябре Нурланбек вернулся домой.
Как тут не вспомнить заявление адвоката Челаха Серика Сарсенова о том, что согласно материалам уголовного дела жительница близлежащего к “Арканкергену” селения опознала по фотографиям одного солдата. Со слов опрошенной, она видела спустя несколько дней после обнаружения сгоревшей заставы двух молодых людей в камуфляжной одежде. Это подтверждали и другие опрошенные. К тому времени еще не был найден Влад Челах и не установлены личности трупов. Только после того, как его поймали, поиски в окрестностях прекратились…
- Местные жители говорили, что двое молодых ребят в камуфляжной форме уходили в сторону какого-то поселка. А кто они, чьи они — до сих пор неизвестно, — сказал дед Влада Владимир Челах. — Если бы наши следователи задались целью расследовать в законном порядке это дело, то они, может быть, и нашли кого-то еще. Но они же не задавались этой целью, для них важно было найти козла отпущения и на него все повесить. Чего они и добились.
Подозрительным показалось и поведение на суде матери Нурланбека Мукашева, которому приписывают воскрешение из мертвых. Дело в том, что еще 10 июня “груз двести” якобы с телом призывника из Балхаша, прибывший из Астаны, был предан земле. По этому поводу в городе прошел траурный митинг, пограничник был похоронен со всеми почестями. Семье погибшего в качестве материальной помощи было выделено 1,4 миллиона тенге. Однако мать — Карлыгаш Мукашева — заявила в суде, что не знает, жив ее сын или нет.
- Она (мать Мукашева — авт.) всего два дня присутствовала на суде, потом написала заявление, что по состоянию здоровья не может больше участвовать, — вспоминала Светлана Ващенко. — Когда ей дали слово, она сказала, что не верит в виновность Влада и не знает, жив ее ребенок или нет. От взыскания ущерба с подсудимого Карлыгаш Мукашева отказалась.
К слову, в своем письме президенту страны с просьбой спасти жизнь сына, отправленном еще в октябре, Светлана Ващенко писала, что не все родители верят в то, что похоронили своих детей. Вот выдержка из того обращения, касающаяся непосредственно Карлыгаш Мукашевой: “В челюсти другого трупа найдены зубные коронки, хотя родители утверждают, что сын никогда не ставил никаких коронок”. Вот слова Карлыгаш Мукашевой, матери Нурланбека Мукашева: “Без головы, по частям, сказали. Там сказали, живого места нет. А потом написано было: седьмой зуб пломбирован. Откуда седьмой зуб, если без головы?”
- Мукашев вернулся домой живым и здоровым, — уверена мать Владислава. — Соседи говорят, что к ним сразу приехали из КНБ, его забрали, что-то наговорили родителям, вроде того, что им нужно уехать туда, где их никто не знает. Люди просто так говорить не станут. Моя знакомая ездила на курсы повышения квалификации, где разговорилась с жительницей Балхаша, которая сказала: “Представляете, город похоронил пограничника с “Арканкергена”, а он в ноябре вернулся”.
Словом, у родственников осужденного после поступившей информации о выжившем солдате укрепились подозрения в том, что в бойне на “Арканкергене” удалось спастись не одному Владу. Кстати, достоверно известно, что родители Мукашева выставили свою квартиру на продажу.
- Я через средства массовой информации обращаюсь к родителям Нурланбека Мукашева. Не знаю, что им наобещали, но я прошу, чтобы они не молчали. Если они хотят уехать и скрыть правду, как они потом будут жить с этим? — заключила безутешная мать.
Родственники осужденного на пожизненный срок солдата намерены обжаловать приговор. До 26 декабря апелляционная жалоба должна поступить в канцелярию суда. Светлана Ващенко готова пройти все судебные инстанции в Казахстане и, если у нее не получится обжаловать решение, выйти на международный уровень.