В годовщину Жанаозенской трагедии представители оппозиционных партий и правозащитных НПО пришли к бывшему Мемориалу жертвам политических репрессий в столице. К монументу был возложен траурный венок и несколько гвоздик.
Автор: Лидия ШМИДТ
Собравшиеся поименно вспомнили всех. Тех, кому в мирное время власть объявила войну, причем только за то, что они пытались отстоять свое право на труд и достойное вознаграждение за него. И тех, кто попал под удар случайно, просто был жанаозенцем и случайно оказался на пути у летящей пули.
- Сегодняшний студеный декабрьский день показывает, что не только народ Казахстана, но и погода сегодня скорбит по поводу событий, которые произошли в Жанаозене, — сказала правозащитник Зауреш Батталова. — Я думаю, что ни морозы, ни Акорда, никакие другие силы не должны остановить нас.
Участники акции принесли собой портреты погибших и в качестве нового символа казахстанской Независимости “лист календаря”, где 16 декабря обозначено черным цветом. Каждый повязал шею белым шарфом с кроваво-алой надписью “Желтоксан — Жанаозен”. Молодежь приклеила себе на одежду и обувь стикеры с маркерными призывами.
- Декабрьские события 1986 года, и Жанаозен 2011 года — это те события, которые должны для нас послужить уроком, — заметила Батталова. — Мы не должны допустить, чтобы кровопролитие, устроенное властями, повторилось. И ничто не должно нас останавливать.
Все граждане Казахстана должны объединиться и добиваться того, чтобы власть была подотчетна народу и отвечала за свои действия. Особенно за такие позорные действия, которые она допустила в Жанаозене.
За возложением цветов со стороны наблюдала группа полицейских. Впрочем, что-то предъявить участникам акции стражи порядка не смогли (несанкционированно возлагать цветы к памятникам в нашей стране пока еще не запрещено) и оперативно ретировались.
А, может быть, просто замерзли — температура воздуха в Астане упала ниже 39 градусов по Цельсию.
- В свое время этот памятник носил название — Монумент жертвам политических репрессий, — отметил в своей речи правозащитник Болатпек Блялов. — Нынешняя власть пытается стереть эту память. Она уже и этот памятник перенесла куда подальше. Сейчас она хочет переименовать Жанаозен, хочет сделать из него что-то другое, чтобы стерлась любая память о тех трагических событиях.
Собравшиеся почтили память погибших минутой молчания, а потом несколько раз громко проскандировали “Не забудем — не простим!”