Главное, что нужно сегодня казахской власти, это обеспечить высокую явку при голосовании на предстоящих 26 апреля президентских выборах. В силу того, что это не выборы, а именно перевыборы, массовость принципиально важна. В существующей безальтернативной ситуации все приходящие на избирательные участки автоматически записываются в актив Назарбаева, поэтому задача стоит одна — продемонстрировать всенародность переизбрания. Это основная тема нынешней электоральной кампании.
Тревога в Акорде вполне объяснима. Учитывая полное отсутствие интриги выборов, предсказуемость их результата, а также глубочайшую гражданскую индифферентность населения, уставшего вот уже более двадцати лет голосовать за одного и того же президента, можно смело прогнозировать, что 26 апреля на избирательные участки придет от силы 30—40% избирателей. А это крах мифа о всенародно избранном президенте и соответственно угроза его легитимности.
Если найдутся люди, которые сумеют документально показать, что явка составляет меньше половины избирателей, то под легитимность елбасы закладывается серьезная бомба. Нужно понимать, что сам по себе отказ идти на избирательны участки это не просто традиционная гражданская лень. Если выборы игнорирует большая часть нации это уже проявление кризиса доверия к самому институту выборов, который нынешняя власть полностью дискредитировала, превратив в пародию и издевательство над здравым смыслом. То есть это проявление кризиса самой власти.
Такое неуважение к выборам нужно рассматривать как один из вариантов пассивного протеста людей против безальтернативности выбора, перед которой власти поставили страну. Хочешь — не хочешь, но выбирать можно только ЕГО! Кто-то не идет голосовать, подсознательно протестуя против этого, а кто-то уже открыто облекает это в форму сознательного бойкота, отказываясь участвовать в политическом фарсе. А то, что это фарс, уже очевидно всем.
Как иначе можно оценивать выборы, в которых, по сути, участвует один человек, так как две другие кандидатуры мало того, что не являются альтернативными, но и в политическом плане из себя ничего не представляют. Ведь если человек отказывается от участия в выборах по причине, что ему не дают право выбора, это говорит, как минимум о наличии у него такой потребности. И как максимум о том, что голосовать за лидера нации он не хочет. Это серьезный звоночек о том, что на самом деле этот лидер для них уже не лидер.
Думаю, в Акорде это прекрасно понимают и поэтому их важнейшей задачей является не допустить, чтобы эта ситуация реализовалась. Властям нужно сделать все, чтобы явка на избирательные участки была очевидной и ощутимой. В противном случае ощущение, что выбирали Назарбаева только подневольно согнанные бюджетники и студенты, станет общей уверенностью. Из чего сформируется понимание, что выборов как таковых не было, а было добровольно-принудительное голосование за того, кто и без этих выборов обладает неограниченными полномочиями в стране. Но если основная часть населения его не выбирала, то дальнейшее нахождение Назарбаева во власти будет под знаком вопроса: а чей он, собственно, президент?
Для того чтобы в общественном мнении сформировался этот вопрос, собственно и не требуется особых усилий. Все, что нужно, это акцентировать внимание на том, что большинство населения в выборах не участвовало. Для этого достаточно снять в режиме онлайн процесс голосования на нескольких десятках избирательных участках в разных областях Казахстана. Проще даже снять двери этих участков, через которые избиратели проходят к урнам. Посчитав людей по головам можно получить реальный процент явки избирателей, который наверняка будет существенно расходиться с официальными завышенными данными.
И не важно, что эти цифры не будут репрезентативны социологически, что никакой юридической силой они обладать не будут, что власти на них даже не отреагируют — это уже не принципиально. Важно, что они документально подтвердят общее ощущение неучастия людей в выборах, продемонстрируют наличие механизма подтасовки результатов явки в день выборов. Здесь принципиально, чтобы как можно большее количество людей узнало об этом и произнесло сакральное: «Я так и думал»! Все остальное сделает само общественное мнение, уже давно ориентированное на недоверие к власти и на ее критическое восприятие.
Да, конечно, на официальные результаты выборов это никак не повлияет: президент получит свои «90 с чем-то» процентов. Но в нравственном плане эта победа будет пирровой, потому что всем будет понятно, что эти проценты дутые, что к большинству казахстанцев они не будут иметь отношения. В этом случае выборы будут восприняты обществом как серьезный проигрыш партии власти.
Другое дело, что сегодня в Казахстане нет никого, кто бы мог отмониторить явку на выборах и дать обществу реальную картину «всенародной поддержки» елбасы. Власти зачистили оппозиционную поляну настолько хорошо, что там сегодня нет никого, кто мог бы этим заняться. Неправительственные организации, даже те из них, кто специализируется на выборах, вряд ли рискнут, ограничась ничего не значащим наблюдением за процедурами голосования.
Нужно признать, что тема явки на предстоящих выборах стала вопросом национальной безопасности. Поэтому к желающим ее замерять будет очень внимательное и придирчивое отношение, в случае необходимости переходящее в открытое противодействие соответствующих госорганов и служб. В частности можно предположить, что будут приняты меры по пресечению любых попыток организовать подсчет голосующих на избирательных участках, в том числе и через проведение видеосъемки.
Параллельно этому основные усилия административного ресурса будут направлены на обеспечении как можно большей явки людей на избирательные участки. А это означает, что всех бюджетников: чиновников всех рангов, врачей, педагогов, студентов военных, полицейских и прочих в принудительном порядке погонят на избирательные участки. Будет реализовываться установка: «Проголосуй сам и приведи своих близких»! Для этого, наверняка будет применена процедура отметки возле избирательных участков всех голосующих: людей будут заставлять отмечаться о своем голосовании непосредственно возле участка под роспись.
Будут задействованы работники жилищных и коммунальных служб, которые будут ходить по квартирам и слезно умолять жителей пойти и проголосовать. Мотивируя их жалостью к себе, потому как они, дескать, не могут пойти домой до тех пор пока люди не проголосуют.
Наверняка, будут применены традиционные «карусели», это когда бригады «голосовальщиков» на автобусах будут возиться с участка на участок для сброса бюллетеней и демонстрации высокой активности для наблюдателей.
Конечно же, не обойдется без «завлекухи. В непосредственной близости от избирательных участков будут организованы распродажи товаров пользующихся повышенным спросом и по сниженным ценам, что должно обеспечить привлечение дополнительных людей, ориентированных на дешевый шопинг.
Ну и, естественно, в оставшееся до выборов время будет вестись агитационная кампания в средствах массовой информации. Наверное, уже все заметили, что основной упор в этой кампании делается не на агитацию за кандидатов. Сами кандидаты, включая президента, похоже, вообще мало кого интересуют. Основной упор сделан на обеспечение явки — граждан агитируют проявить политическую сознательность, патриотизм и гражданскую активность и прийти на выборы. Это основная тема всех агиток. Основной смысл такой агитации звучит примерно так: «Вы, главное, придите, а все остальное мы сделаем за вас».