Даже обидно, что внеочередную выборную кампанию настолько вульгарно привязывают к девальвации, заметил политолог Дастан Кадыржанов. Но другие объяснения не так основательны, признал его коллега Айдос Сарым в ходе рахговора в “R‑студии” на тему внеочередных выборов президента Казахстана.
В Казахстане объявлены президентские выборы. Почему именно сейчас начата кампания? Может, очередной срок должен стать подарком ко дню рождения елбасы? Но признают ли такие выборы честными на Западе? На эти и другие вопросы ответили в эфире «R‑студии» политологи Дастан Кадыржанов и Айдос Сарым.
Эфир получился проолжительным по объему, поэтому для тех, кто не смог его посмотреть целиком, мы разделили его на три части и расшифровали фрагменыт разговора. Ниже предлагаем читателям первую часть. Вела эфир журналист Назира Даримбет.
Назира Даримбет: Скажите как на духу: вас удивила эта инициатива провести внеочередные выборы?
Дастан Кадыржанов: Нет. Я думаю, никого не удивило, потому что, как неоднократно говорили эксперты, содержание предстоящего политического периода — это два электоральных цикла, парламентский и президентский. Интрига состояла только в очередности. Оба цикла должны были пройти в 2016 году, все политические ожидания были связаны с решением власти, в какие периоды это состоится и будет ли это действительно в очередной раз внеочередными выборами.
Если говорить о президентских выборах, мне трудно вспомнить, когда они вообще проходили в положенный срок. По-моему, никогда. Так что в общем ничего удивительного нет.
Айдос Сарым: Меня тоже ничего не удивило. Более того, мы в прошлом году предрекали, что кампания в нынешнем году начнется. Среди экспертов превалировали два ожидания: девальвационное ожидание и электоральное ожидание. Мне кажется, они сольются. И потом, опыт в Казахстане показывает, что нас не балуют какой-то политической драматургией, обычно идут одни и те же методы.
Нацбанк тратит очень большие деньги на поддержание действующего курса. Понятно, что это не может вечно длиться, а после девальвации проводить выборы смысла не имеет. В этом варианте, мне кажется, власть рассматривает досрочные выборы как некий форс-мажор, который обнуляет предыдущие высказывания о том, что у нас кризиса нет, что у нас все хорошо и т.д.
- Как Вы думаете, Дастан, почему именно сейчас?
Д.К.: Да, к сожалению, содержание политического периода элементарное, даже обидно, что настолько вульгарно приписано все это к девальвации. Позитивный момент в том, что все-таки руководство страны понимает: девальвация это достаточно серьезный удар по благосостоянию, социальному самочувствию населения.
Как ответить на эти опасения, на эти ожидания, как продемонстрировать поддержку? Нам предложили такой вариант: пока не все так плохо, давайте вы сейчас проголосуйте за нас, а потом все равно будет плохо. Это настолько открыто, что не может не вызывать сожаления.
А.С.: Я бы еще добавил два фона — геополитический и, скажем так, психотерапевтический фон.
Геополитический фон — понятно, это события в Украине, события в регионе, это игра с совершенно непонятным результатом, причем варианты могут быть различные, рассматриваются даже совершено апокалиптические. Я помню, в последний раз обмен ядерными вооружениями был в 1984—85 годах, до разрядки. Но сегодня это вполне реалистичный сценарий.
А психотерапевтический — мне кажется, он направлен на самого президента и, может, быть на окружение. Вот эти разговоры о преемнике, другие какие-то вещи, которые актуализировались все эти годы… Видимо, хотят эту тему сгладить: еще пять лет есть впереди, об этом не думайте, у нас есть другие дела, есть кому что решать и т.д.
- Есть еще такая версия, которая, возможно, покажется несерьезной. Может, это подарок ко дню рождения президента кто-то решил сделать?
Д.К.: Не думаю, что это подарок, хотя у нас нравы весьма, скажем так, царедворческие, весьма пышно-восточные… Самое главное, в чем я хотел поддержать Айдоса, это в том, что хотят снять вопросы о преемственности, о стабильности власти. В этом и состоит логика, почему президентские поставили вперед. То есть вначале задается фактор некой стабильности, а потом под этим фактором стабильности меры проводятся.
Дальше уже парламентские выборы пройдут. Это старый знакомый метод, но, к сожалению, в нем содержится очень серьезная ловушка. Ловушка для бюрократии, для официальных политтехнологов. Почему? Потому что главная задача обоих электоральных периодов заключается в том, чтобы вся бюрократическая прослойка, «Нур Отан» продемонстрировали, что народ на 90 с лишним процентов поддерживает курс президента.
На самом деле уже очевидно, что это далеко не так, что люди просто хотят по крайне мере иметь возможность выбирать, высказывать свое мнение. Ловушка в том, что даже притом что в электоральный период президентские «модули» будут решены, в парламентских выборах ситуация будет иная. А задача, опять же перед бюрократами, будет поставлена продемонстрировать еще раз эту 90-процентную поддержку. Мы уже это проходили в периоде между 2005 — 2007 годом, когда эти максимальные цифры появились у нас и стали традицией.
Ничто не говорит о том, что правящая верхушка эту традицию собирается каким-то образом менять. Это очень плачевно, это говорит о реальном состоянии нашей демократии. И самое главное, в чем ловушка, что она не отвечает на все вопросы, которые сложились в отношениях между властью и обществом. В нынешней геополитической ситуации не иметь прочной опоры внутри общества очень плохо.
А.С.: Я могу только подхватить то, что сказал Дастан. Если говорить о дне рождения президента, 6 июля, то, наверное, это подразумевается, скажем, к 6 июля можно вполне провести инаугурацию, пригласить туда лидеров мировых стран. 75 лет — сакральная дата для человека. Возможно, такой сценарий и имеется, но здесь есть один существенный момент.
- Будут ли очередные выборы признаны в мире?
Цивилизованный демократический мир цифре больше 80 процентов не верит. Здесь вопрос — хватит такта или не хватит. Сказать, что в связи с кризисом показатель президента упал на 10—15 пунктов, они тоже не могут. Они сами себя в загнали ловушку, о которой говорит уважаемый Дастан. Это называется авторитарная ловушка.
Фундаментальная проблема в том, пролонгируется неопределенность. Люди все равно будут гадать, а кто будет следующий, а как это будет происходить, а не будет ли войны. Это на простом уровне. На уровне повыше будут судить: а если вот этот придет — отберет у меня денежку.
Принципиальная непросматриваемость заключается в том, что человек живет в убежденности, что у него 97% , торжественно объявляется Год Ассамблеи народа Казахстан, а в это время случается резня в Сарыагаше. Это показатель — власть не видит, что творится внизу, абсолютно не видит. Снизу тоже не видно каких-то перспектив. Власть как ртуть, она очень перетекаемая, но если слишком близко эту ртуть подносить к лицу, можно необратимо отравиться.
Д.К.: Собственно говоря, избежать ртутного эффекта, зацементировать позиции — это и есть задача, которая стоит перед электоральным циклом. Здесь есть еще один очень важный момент — это момент признания / непризнания выборов. Не важно, 80% , 90%, 70%, даже можно выиграть с 64%, но можно провести эти выборы блестяще, информационно открыто, с реальными кандидатами — но при этом не получить международного признания. Все-таки в мире на сегодняшний день сформировался определенный общечеловеческий комплекс — это демократия, демократические принципы.
Представительство народа во власти — вот что такое демократия. Если те или иные выборы не отвечают этим представлениям о демократии, о том, что действительно во время процесса реально было выражено народное мнение, то их просто не признают, как это у нас всегда было. Я вообще не помню, какие выборы у нас реально были признаны. По-моему, ни одни.
Даже можно предположить что западные международные организации чрезмерно ангажированы, что они будут смотреть через призму того, что мы находимся в едином пространстве с Россией – это ничего не меняет.
… Вторую часть эфира читайте в следюущей публикации, а посмотреть полностью видеозапись эфира “R‑студии” вы можете по ссылке или кликайте по экрану ниже.
ОТ РЕДАКЦИИ: тем, у кого не получается смотреть видеосюжеты у нас на портале, мы советуем нажать на гиперссылку, чтобы посмотреть сюжет в YouTube, или скопировать ссылку, вставить ее в браузер, чтобы открыть напрямую страницу в YouTube с заинтересовавшим вас сюжетом.