Кто станет оппозицией в парламенте Казахстана, пока неизвестно. Зато избиратели узнали, кто может оппонировать в мажилисе президенту Токаеву, и как это связано с реформой конституции.
В Казахстане 10 января 2021 года пройдут выборы в мажилис — нижнюю палату парламента. В 21‑м веке избрание парламента республики содержало интригу вокруг вопроса, пропустит ли власть в высший законодательный орган представителей реальной оппозиции. Такой интриги в январе 2021 года не будет, оппозиционная партия ОСПД решила бойкотировать выборы.
Зато увлекательный политический сюжет предложила партия власти, Нур Отан, включив в свой список кандидатов Даригу Назарбаеву. СМИ увидели в этом драматическую коллизию между дочерью экс-президента Назарбаева и действующим главой государства Токаевым, указывает главный редактор «Новой газеты» — Казахстан» Александр Краснер.
Выборы и место Дариги Назарбаева в парламенте Казахстана
Старшая дочь первого президента страны Нурсултана Назарбаева в парламенте нынешнего созыва до мая 2020 года занимала пост спикера Сената. После избрания президентом Касым-Жомарт Токаев по так называемой президентской квоте назначил Даригу Назарбаеву на второй пост в государстве. Но он же после скрытого от широкой публики «коронавирусного» скандала лишил ее депутатских полномочий.
«Теперь, если она теперь окажется в нижней палате парламента, то только в результате выборов, то есть убрать свою противницу оттуда одним росчерком своего пера президент второй раз уже не сможет», — считает Александр Краснер. Он исходит из того, что имевший место конфликт между Назарбаевой и Токаевым — не случайный эпизод, а элемент политического противостояния между вторым президентом, старающимся укрепиться во власти, и так называемой «семьей» Назарбаева — его ближайшим окружением, которое не хочет отдавать рычаги реальной власти в чужие руки.
Оппозиционный политик Амиржан Косанов полагает, что предполагаемое появление Назарбаевой в парламенте — не более чем отступные от отца дочери. Нурсултан Назарбаев и сейчас единолично и полностью контролирует всю систему власти в Казахстане в статусе елбасы — лидера нации, уверен собеседник DW. У Дариги, добавляет он, были и взлеты, и падения именно потому, что все зависит от настроения ее отца: «А у него есть стимул: держать под контролем второго президента, который не является его родственником».
Казахстан: президентская или парламентская республика
Александр Краснер отмечает, что возвращение в парламент станет не только личным реваншем Дариги Наразбаевой, но и возвращением ставленниками «семьи» себе полной власти. «Обозреватели подчеркивают, что, попав в мажилис, она не станет довольствоваться рядовым депутатством, и, скорее всего, будет претендовать, как минимум, на пост вице-спикера, а то и спикера, то есть формально третьего лица в государстве при нынешней политической системе», — указывает главный редактор «Новой газеты» — Казахстан». При этом он допускает существенное изменение этой системы после выборов, напоминая, что в 2017 году Назарбаев начал конституционную реформу.
«Разговоры о парламентской республике стимулируются Назарбаевым и его окружением. Еще три года назад готовился ряд положений, которые предполагают передачу части полномочий от президента парламенту. Кроме того, некое оппозиционное молодежное движение в 2019 году устраивало в трех крупных городах несанкционированные митинги с требованием возвращения республики к конституции 1995 года. И никто их не разгонял. А до 1995-го президент отчитывался перед парламентом», — пояснил Краснер. Сейчас, по его мнению, наступает момент, когда это становится осуществимым и совпадает с планами Дариги Назарбаевой: «Если она вернет себе высокий пост в парламенте, а президент снова будет ходить туда на ковер, то это будет ее реванш и возвращение позиций «семьи».
Ведь, помимо Дариги Назарбаевой, в парламент наверняка пройдет партия «Адал», которая аффилирована с палатой предпринимателей Казахстана «Атамекен», де-факто возглавляемой мужем средней дочери Назарбаева Тимуром Кулибаевым. «То есть в парламенте будут очень прогрессивно спорить две партии, «Нур Отан» и «Адал», но, по сути, таким образом будут решать свои проблемы две конкурирующие ветви одной «семьи». И в случае опасности для всей «семьи» эти ветки будут держаться вместе. А Касым-Жомарт Токаев так и не создал свою партию, и его попытки создать параллельные структуры управления, не подконтрольные Назарбаеву и «Нур Отану», большого успеха не имеют», — констатирует Александр Краснер.
Влияние президента Токаева и дочери Нурсултана Назарбаева
Иначе видит ближайшее политическое будущее Дариги Назарбаевой Амиржан Косанов: «Нельзя сказать, что в правящих кругах и большом бизнесе много тех, кто поддержал бы политические амбиции старшей дочери Назарбаева. Слишком много врагов нажила она в политической и деловой элите. Да, у нее есть ресурсы — финансовые, медийные и другие, но не думаю, что их достаточно для борьбы за высшую власть».
Между тем, по оценкам наблюдателей, о степени влияния Дариги Назарбаевой свидетельствует история, случившаяся в Алма-Ате в ночь с 22 на 23 ноября. Тогда у магазина крупного ритейлера “Sulpak” были спилены одиннадцать деревьев, среди которых — дубы, занесенные в Красную книгу. Это вызвало бурное возмущение общественности.
«Деревья срубили для того, чтобы “Sulpak” развесил новогоднюю красивую рекламу. Акимат Алма-Аты промолчал. Тогда президент через своего пресс-секретаря потребовал наказать виновных. После этого мгновенно была найдена «стрелочница» и высажены три десятка дубов. Но их высадил сам акимат, а «Sulpak» откровенно проигнорировал президентский гнев», — продолжает Александр Краснер.
Эта история приобретает другой смысл, если принять во внимание, что в разгар карантина в соцсетях появилось видео с Даригой Назарбаевой, которая отмечает День Победы 9 мая на яхте. «И в компании с ней пляшет и поет Алмас Султангазин — хозяин «Sulpak». Из этого комментаторы делают вывод, что опека Дариги намного мощнее, чем гнев президента», — заключил собеседник DW.
Оригинал статьи: Новая Газета Казахстан