Сегодня Россия и Грузия подписали соглашение, позволяющее РФ вступить во Всемирную торговую организацию. Теперь ничто не мешает России осуществить свое давнее намерение, разве что сомнения относительно целесообразности этого шага. Между тем споры по этому поводу не стихают не только в России.
Ранее рейтинговое агентство Fitch заявило, что вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) окажет положительное воздействие на экономику страны, ускорив темпы ее роста и способствуя диверсификации.
Расширив доступ российских компаний на мировые рынки, членство ВТО снизит зависимость РФ от ценовых колебаний на сырьевых площадках, считает агентство. Ранее Fitch отмечало, что «резкое и продолжительное падение цен на нефть может привести к ухудшению рейтинговых показателей России». При этом диверсификация экономики, которой будет способствовать членство в ВТО, сократит негативные последствия подобных колебаний цен на нефть.
В среднесрочной перспективе, если обязательства перед ВТО будут выполняться в полном объеме, вступление также улучшит
В качестве примера они приводят Китай, которому вступление в ВТО десять лет назад помогло ускорить экономические реформы и добиться увеличения иностранных инвестиций, а также улучшило позиции КНР в международной торговле.
Однако не все уверены, что членство в ВТО снизит зависимость РФ от ценовых колебаний на сырьевых площадках. Эксперты указывают, что экспорт нефти и газа не регулируется правилами ВТО. Это подтвердила и глава МВФ Кристиан Лагард. Находясь с визитом в Москве, она дала понять, что Россия не получит особых экономических выгод от присоединения к ВТО, поскольку экспортирует преимущественно нефть и газ.
«Вступление во Всемирную торговую организацию принесет России больше политических преимуществ, чем экономических, — сказала Лагард в ходе открытой лекции в Государственном университете Министерства финансов РФ. — Есть очевидные преимущества от вступления в организацию, но я не уверена, что для российской экономики они значительны. Вы экспортируете значительное количество сырьевых товаров — нефти и газа, а ввозите готовую продукцию. Ваши таможенные пошлины составляют около 12%, так что я не думаю, что для российской экономики это огромный выигрыш».
Что касается ввоза готовых товаров, то Россия еще 10 лет назад адаптировала к ВТО систему своих ввозных пошлин. Поэтому в данном аспекте с вступлением в ВТО ничто не улучшится.
Впрочем, другие иностранные эксперты называют ряд преимуществ, которые может получить Россия. «Россия стремится вступить в ВТО не только из соображений политического престижа. Это важно и с экономической точки зрения. Членство в этой организации станет еще одним шагом по пути к интеграции в мировую экономику и снизит опасность маргинализации России», — считает эксперт берлинского фонда «Наука и политика» Сьюзен Стюарт.
По ее мнению, угроза экономической маргинализации, когда страна отгораживается от мирового рынка и ограничивается ролью поставщика сырья, достаточно велика, ведь модернизация в России явно застопорилась. Вступление в ВТО даст новый импульс процессу перевода страны на инновационный путь развития, поскольку заставит многие предприятия и целые отрасли, особенно в обрабатывающей промышленности, всерьез взяться за повышение своей конкурентоспособности.
Инвесторы в краткосрочной перспективе реагируют на информацию о вступлении в ВТО позитивно. Как отметил начальник аналитического отдела ФЦ «Инфина» Александр Иванищев, предстоящее вступление в ВТО стало одним из поводов для смены инвестиционных настроений: «В рынок начинают возвращаться длинные деньги. Индикатор денежного потока по индексу ММВБ наглядно демонстрирует рождение этой новой тенденции». Впрочем, более существенным стимулом, как обычно, является нефть, дорожающая на фоне возросших геополитических рисков вокруг иранской ядерной программы.
Таким образом, пока вступление в ВТО радует не сильно и не всех. Конкретные экономические выгоды кажутся незначительными, а такие преимущества, как «модернизация» и «повышение конкурентоспособности», представляются эфемерными и футуристическими.
Read More:
ВТО – лекарство от сырьевой зависимости?