Казахстанское правительство собирается ослабить контроль за использованием монополистами своей прибыли, предоставив им некую свободу маневра в части формирования средств на выплату дивидендов. Поручение о проработке такого послабления дал агентству по регулированию естественных монополий премьер-министр Серик Ахметов. После того, как глава правления «Самрук-Казыны» Умирзак Шукеев пожаловался на жизнь – тяжелую и зарегулированную.
Политика тарифообразования, которая рассматривалась на заседании кабинета министров, вызвала у председателя правления фонда национального благосостояния приступ осторожной критики.
- У нас в «Самруке» 16 дочерних компаний, и 34% наших доходов зависят от тарифов, — заявил Шукеев. — Поэтому для нас это очень важный вопрос. Мы попытались понять, в чем фундаментальное отличие нашего тарифного регулирования от того регулирования, которое принято в мире. Оказалось, в том, что тарифы утверждаются в развитых странах самими монополистами. Министерства отраслевые готовят методику подсчета, а органы типа АРЕМа только контролируют. Если монополист установил не тот тариф, завысил, он несет ответственность.
- А у нас все монополисты ходят в один орган, поэтому несколько гибкость теряется, — добавил он, намекая на то, что наши монополисты тоже были бы не прочь жить по этим лекалам.
И вышел на прямой разговор о том, что мешает жить казахстанским субъектам естественных монополий.
- Есть ограничения на коммерческую деятельность субъектов естественных монополий на использование прибыли: дают возможность использовать ее на инвестиции, но после того, как мы IPO объявили, нам надо дивиденды платить, — развел руками Шукеев. — Надо это обсудить и переходить на международные стандарты. Хотел бы понять, есть ли тут какие-то ответы, — обратился он к премьер-министру.
Тот поинтересовался относительно характера этого «крика души» — считать ли это вопросами или выступлением. И после того, как Шукеев уточнил, что хотел бы услышать ответы от руководства АРЕМ, предоставил слово главе агентства Мурату Оспанову.
- Естественная монополия регулируется во всем мире, — пожал плечами тот. — Сегодня сказать, что монополист является бизнесом, нельзя, потому что любое изменение тарифа на поле деятельности любого бизнеса сильно влияет на конкурентоспособность любого производителя.
Но у Ахметова уже сложилось свое мнение по этому вопросу, на которое, похоже, больше всего повлиял намек Шукеева о том, что ограничения мешают формировать объемы дивидендов на выплату акционерам.
- То, что Умирзак Естаевич поднимал вопрос — это очень правильно, — заявил премьер. — Есть у нас монополисты, которые очень активно продвигали свою инвестиционную программу, то есть надо установить какой-то предел для выплаты дивидендов. Мы на самом деле сталкиваемся сейчас с тем, что «КазТрансОйл» как монополист транспортировки газа будет весь свой доход направлять только на инвестпрограммы, тогда дивиденды кто будет получать? Ведь сами акционеры, в том числе и миноритарии, не виноваты в том, как это будет осуществляться. Поэтому внимательно посмотрите, у нас есть и в энергетике много интересных проектов, вот Аксуйская ГЭС не то, что поднимает, она опускает тарифы, в этом году, вы же мне сами говорили, — взглянул он на Оспанова.
- Да, при этом у них увеличиваются объемы инвестиций, — нехотя признал глава АРЕМ факт появления в стране сознательного монополиста.
Шукеев же, ободренный поддержкой, поднял вопрос о снятии регулирования стоимости экспортной и транзитной транспортировки нефти по территории республики.
- В том числе мы бы хотели либерализовать рынок и вывести из-под регулирования такие услуги, как международная транспортировка нефти и газа на экспорт, — сказал глава фонда. — Это не влияет на наше население. Самый главный вопрос — это защитить население от удорожания услуг, а экспорт какое имеет к нему отношение, зачем АРЕМу регулировать эти услуги? Это предмет переговоров между услугодателями и теми, кто пользуется этой услугой. У нас транспортировка и так составляет в цене нефти от 3 до 5%, это совсем мало. Поэтому надо бы нам дать возможность самим вести переговоры, — добавил он.
Оспанов тут же слегка осадил его, заявив, что «газ сегодня на экспорт и на транзитные направления не регулируется». Что касается экспорта и транзита нефти, то тут АРЕМ, как выяснилось, солидарен с ФНБ.
- Мы такое предложение вносили, но сегодня все уперлось в комиссию (Евразийская Экономическая Комиссия — авт.), — пожаловался Оспанов на козни россиян.
Возвращаясь же к «сознательности» монополистов, которую премьер пытался использовать как главное основание для ослабления контроля за ними, стоит отметить, что штрафы за выявленные (только выявленные) АРЕМом их нарушения по-прежнему исчисляются миллиардами тенге.
- За текущий год в целях недопущения нарушений прав потребителей проведено 284 проверки, внесено 1018 предписаний, принято участие в 244 судебных разбирательствах. Общая сумма наложенных штрафов составляет 3,1 миллиарда тенге, — сказал Оспанов на заседании правительства. — В целях компенсации убытков, причиненных потребителям, введены временные компенсирующие тарифы на сумму 1,2 миллиарда тенге. В результате перерасчета в связи с изменением температуры наружного воздуха возврат населению средств за отопительный период 2012—2013 годы составил около 500 миллионов тенге путем корректировки индивидуальных счетов, — добавил глава агентства.
Тем не менее, некоторое исправление монополистов в части затрат в стране, безусловно, наблюдается: так, в нынешнем году они намерены направить на модернизацию своих активов 230 миллиардов тенге, что на 10% больше, чем в 2012 году. Но при этом не следует забывать, что и тарифы в стране повысились, так что разница в инвестзатратах — это следствие не столько оптимизаций монополистами своих затрат, сколько увеличения денежного потока в их карман из кармана потребителя. Слабым утешением для которого может служить тот факт, что в Казахстане наконец разработают стандарты оказания качества коммунальных услуг.
Содокладчик, министр экономического и бюджетного планирования Ерболат Досаев добавил, что в законодательстве о естественных монополиях помимо проблемы, связанной с недостаточным объемом инвестиций, следует отразить такие проблемы в системе регулирования субъектов естественных монополий, как «прозрачность и публичность процесса тарифообразования на услуги, качество регулируемых коммунальных услуг, контроль за соблюдением субъектами естественных монополий требований законодательства».
После чего Ахметов, почувствовав, что хватил лишку по вопросу свободы монополистов, подвел итоги заседания несколько более сурово по отношению к ним.
- Обязательным условием для регулирования и повышения тарифов должно быть только наличие инвестиционной программы по поддержанию и обновлению активов оборудования, сетей. Это как раз и есть повышение эффективности, энергоэффективности, улучшение качества услуг, — сказал глава правительства. — Другие доводы монополистов в рамках повышения тарифов недопустимы и неприемлемы.
Читать оригинал статьи: