Как и предполагалось, главная фишка этих президентских выборов – обеспечение высокой явки избирателей. Стояла задача не просто показать победу елбасы, а обеспечить «всенародность» его переизбрания. В виду фактической безальтернативности выборов это основное, что напрягало Акорду, а потому все усилия были брошены на обеспечение явки.
Сделали это в привычном для нашей власти «добровольно-принудительном» порядке. Всех бюджетников обязали в принудительном порядке прийти и проголосовать. Армия, полиция, госчиновники, студенты голосовали стройными рядами посписочно под чутким контролем начальства и педагогов. Ничего нового — это мы имели и на предыдущих выборах, но в этот раз все было очень жестко и строго. Слишком большой риск был, что никто не пойдет на эти самые скучные в истории Казахстана выборы.
Сработали на славу — сумели мобилизовать практически всех, кто хоть как-то зависит от госструктур. Собирали людей по спискам у избирательных участков. Звонили и напоминали, кто артачился — того «мотивировали», проголосовавших заставляли «отзваниваться», ходили по квартирам, завлекали раздачей подарков. Вся эта волна принудительной «гражданской активности» прошла с 7 до 10 часов, после чего активность резко упала и пошла более чем вяло.
Кто был на избирательных участках после 10 часов утра, подтвердят, что голосование шло очень вяло. А ведь именно после 10 часов обычно и начинается самый пик голосования на подобных выборах, там, где нет принуждения. Любой разбирающийся в этом вопросе специалист вам скажет, что люди, выспавшиеся в воскресенье, сделавшие необходимые утренние дела, ходят голосовать как раз после 10 часов. Именно тогда начинается основной наплыв голосующих. Это альфа и омега любых выборов. Но чиновники, как всегда, переусердствовали, устроив раннюю штурмовщину, чем показали истинную цену созданной ими явки.
Так вот если отсечь всю принудиловку с 7 до 10 утра (давшую примерно 50% явки), то уровень активности, который пошел после 10 часов и дает нам показатель реальной явки на этих выборах. А это максимум 25—30%. То есть, не будь административного выкручивания рук избирателям, 26 апреля в голосовании за президента Назарбаева подавляющая часть населения страны не участвовала бы.
Так что не зря в Акорде боялись того, что люди «проголосуют» против Назарбаева тем, что проигнорируют эти выборы. Там все верно рассчитали и сделали так, чтобы избежать этого серьезного морально-политического поражения.
25—30% явки — вот истинная цена этих выборов, а соответственно и всенародности переизбрания действующего президента. Если мои рассуждения верны, а я думаю, что они верны, то выходит, что если считать по-честному, то на сегодня президент Назарбаев не является всенародно избранным президентом. Если он выбран (в отсутствие реальной альтернативы) теми, кого принудили пойти на выборы (а то, что принуждали, — это факт), то можно ли считать его всенародно избранным президентом? Можно ли такое переизбрание считать честным и справедливым?