7 C
Астана
26 апреля, 2024
Image default

Вопрос о Байконуре сдобрен бюрократами

 

Гене­раль­ный дирек­тор ФГУП «Центр экс­плу­а­та­ции назем­ной кос­ми­че­ской инфра­струк­ту­ры» (ЦЭНКИ) Алек­сандр Фаде­ев рас­ска­зал газе­те «Изве­стия» о буду­щем кос­мо­дро­ма «Бай­ко­нур» после часа Х — выво­да его из арен­ды Россией.

 

Автор: Татья­на ЗАДОРОЖНАЯ

 

Как извест­но, ста­тус кос­мо­дро­ма Бай­ко­нур вско­ре изме­нит­ся — дого­вор об арен­де меж­ду Рос­си­ей и Казах­ста­ном до 2050 года будет вско­ре пере­смот­рен. Что будет с после выво­да Бай­ко­ну­ра из рос­сий­ской арен­ды? Алек­сандр Фаде­ев в интер­вью газе­те «Изве­стия» чест­но при­знал­ся, что рос­си­яне не хоте­ли бы ухо­дить с «Бай­ко­ну­ра» и менять его на менее удоб­ный в гео­гра­фи­че­ском плане Пле­сецк или даже на пер­спек­тив­ный кос­мо­дром Восточный.

«На Бай­ко­ну­ре у нас пять рабо­та­ю­щих стар­то­вых пло­ща­док. Еще не ско­ро у нас на Восточ­ном будет столь­ко же постро­е­но. А чем боль­ше пло­ща­док на кос­мо­дро­ме, тем ниже затра­ты на еди­ни­цу инфра­струк­ту­ры, тем дешев­ле опе­ра­ции по запус­ку», — пояс­нил он изданию.

При выво­де стар­то­вых пло­ща­док Бай­ко­ну­ра из арен­ды Рос­сии на казах­стан­ских парт­не­ров ляжет необ­хо­ди­мость их содер­жать. Но это дале­ко не един­ствен­ная слож­ность, кото­рую при­дет­ся решать вла­стям республики.

«Казах­стан хочет стать кос­ми­че­ской дер­жа­вой, и мы гото­вы это­му стрем­ле­нию спо­соб­ство­вать все­це­ло, — отме­тил Алек­сандр Фаде­ев. — Но есть неко­то­рые темы, в кото­рые мы при всем жела­нии не можем их посвя­тить. Напри­мер, это те, кото­рые свя­за­ны с пере­да­чей ракет­ных тех­но­ло­гий тре­тьим стра­нам и под­па­да­ют под дей­ствие меж­ду­на­род­ных согла­ше­ний. Этот про­цесс непро­стой и не очень быстрый».

По сло­вам экс­пер­та, рас­смат­ри­ва­ет­ся вари­ант созда­ния сов­мест­но­го казах­стан­ско-рос­сий­ско­го­пред­при­я­тия для управ­ле­ния стар­то­вой пло­щад­кой. При этом Казах­стан и Рос­сия будут иметь при­о­ри­тет при осу­ществ­ле­нии запус­ков с нее. Ком­мер­че­ские запус­ки тоже будут, но при­о­ри­тет будет у запус­ков по госпрограммам.

Про­ком­мен­ти­ро­вал экс­перт и регу­ляр­ные пре­тен­зии казах­стан­ских экс­пер­тов о вре­де для эко­ло­гии исполь­зу­е­мо­го для ракет в каче­стве топ­ли­ва геп­ти­ла. Алек­сандр Фаде­ев назвал их спекуляциями.

«Про­то­ны» лета­ют все­го 10–12 раз в год, — рас­ска­зал он. — Да, геп­тил — это ток­сич­ное топ­ли­во, но он раз­ру­ша­ет­ся от кон­так­та с кис­ло­ро­дом. Когда отра­бо­тав­шая пер­вая сту­пень «Про­то­на» пада­ет на зем­лю, геп­ти­ла в ней прак­ти­че­ски уже нет. Так что о каком-то зна­чи­мом вре­де тут гово­рить не при­хо­дит­ся. Вред от «Про­то­нов» — не более чем аргу­мент в дискуссии».

По сло­вам Фаде­е­ва, самые глав­ные труд­но­сти с оформ­ле­ни­ем в арен­ду полей паде­ния для частей ракет, выво­дя­щих спут­ни­ки на сол­неч­но-син­хрон­ную орби­ту, свя­за­ны с бюро­кра­ти­че­ски­ми проволочками.

«Прин­ци­пи­аль­но мы с Казах­ста­ном дого­во­ри­лись, доку­мент согла­со­ва­ли, теперь его долж­ны под­пи­сать пер­вые вице-пре­мье­ры Рос­сии и Казах­ста­на», — отме­тил экс­перт. Но не уточ­нил, когда это может произойти.

Ори­ги­нал статьи — 

Вопрос о Бай­ко­ну­ре сдоб­рен бюрократами

архивные статьи по теме

За рост цен ответственны Кулибаев и Назарбаев

Парламент как центр власти

Editor

Мынбаев договорился о нефти и бензине