В столице прошла необычная «акция художественной обороны» — «Самовыставление». Таким образом жители общежития по улице Ондирис протестовали против незаконного, по из мнению, выселения и пытались обратить внимание общественности на свои проблемы.
Автор: Лидия ШМИДТ
Согласно постановлению акимата Астаны, участок, на котором находится общежитие, подлежит изъятию для государственных нужд — здесь планируется построить ТЭЦ‑3, объект, для города важный и нужный. Однако жильцы общаги категорически не хотят приносить свое имущество в жертву данному строительству.
«…В данное время горакимат собирается принудительно через суд изъять у нас и у наших детей единственное жилье, мотивируя это государственной нуждой, — пишут жители в открытом письме. — Размер компенсации, которую предлагают городские власти, не позволяет нам приобрести равноценное жилье. В нашем общежитии проживают более 50 семей и у большинства размер комнат не превышает и 15 кв.м. Много малообеспеченных семей, которые вынуждены существовать впятером в 10 квадратах. Это означает,что большинство из нас банально окажется без крыши над головой…»
Марш, несогласные!
Для наглядной иллюстрации проблемы обитатели общежития вывесили на окнах баннеры, на которых отобразили картинки из своей невеселой жизни.
- Данная акция — это начало серии мероприятий, которых мы планируем провести, — объяснил представитель жильцов, директор общественного объединения «Институт демократии и прав человека», правозащитник Болатпек Блялов. — Наша цель — добиться конструктивного диалога между жителями и властями для разрешения данного конфликтного вопроса. В противном случае мы опасаемся, что ситуация может обостриться и закончиться социальным взрывом. А ведь в общежитии проживает много людей и много детей…
Несколько недель назад группа жильцов обратилась в акимат с заявлением, в котором попросила создать согласительную комиссию по данному спорному вопросу. Однако ни о каком согласовании власти говорить не захотели. По словам правозащитника, вместо этого акимат инициировал иски в суд.
Жильцы обращались и к премьер-министру Кариму Масимову, и в прокуратуру, но получили только отписки. Заявление, отправленное на блог премьера, Масимов переадресовал акиму Астаны Имангали Тасмагамбетову. Прокуратура оптимистично предложила оспорить действия городских властей через суд. Словом, круг замкнулся.
- Позиция акимата очень жесткая, — отметил Блялов. — Они хотят именно, выплатив денежную компенсацию, принудительно выселить этих людей. Ни о каких согласительных процедурах и речи нет.
Изначально общежитие предназначалось для проживания свыше 60 семей. Кое-кто (в основном те, у кого данная недвижимость была не единственной), согласились с суммой компенсации и съехали, получив деньги. Однако как минимум 20 семьям переезжать отсюда некуда.
- Мы уже получили решение суда о выселении, — рассказала одна из «непокорных» Айгуль Усенова. — Там все за нас решили. Компенсацию написали. Но мы на эти деньги не сможем купить себе жилье! Даже такую же комнатку в общаге. Нам пообещали принудительное выселение. То есть, по сути, у нас пытаются отобрать последнее.
К сожалению — выселение…
А вот прибывший на место инсталляции директор ГКП «Городская недвижимость» Мирас Шекенов намекнул журналистам, что обитатели общежития, пользуясь тем, что их здание подпадает под снос, пытаются улучшить свои жилищные условия. Зато несколько раз повторил, что сожалеет, что так получилось, и что городские власти все делают исключительно по закону и никак иначе.
- Строительство ТЭЦ‑3 это вопрос стратегического значения, — заявил чиновник. — К сожалению, данное общежитие, оно попадает в охранную зону ТЭЦ‑3. И, к сожалению, подпадает под изъятие.
Шекенов отметил, что согласно отечественному законодательству есть определенные процедуры изъятия. Собственники получают уведомление. Им за изымаемое жилье полагается денежная компенсация, рассчитываемая независимым оценщиком исходя из рыночной стоимости недвижимости, либо аналогичное жилище. Пока квадратный метр, по словам чиновника, в данной общаге оценивается примерно в 960—1000 долларов. Впрочем, учитывая скромный размер комнат (от 9—10 до 30—32 метров), и итоговые суммы получаются скромные.
- К сожалению, государство тоже работает… то есть не к сожалению, а к счастью, работает в рамках закона, — продолжал чиновник. — Речь идет о том, что будет обмен «метр на метр» в соответствии с законом либо — денежная компенсация. На сегодняшний день, да, к сожалению, мы вынуждены подавать в суды. Но нужно компромисс какой-то определенный найти. Мы не можем взять и выплатить столько, сколько захочет кто-то из собственников. Хотя по-человечески я понимаю желание получить благоустроенное жилье взамен неблагоустроенного.
Еще одна проблема в том, что в государственной собственности (как признался сам Шекенов) подобного малогабаритного жилья просто нет. И если владельцы комнат предпочтут брать компенсацию не деньгами, а квадратными метрами, помещения нужного объема придется закупать у частников.
- Нигде не регламентировано, что должно выдаваться жилье из государственной собственности, — заявил глава ГКП «Городская недвижимость». — Предложение может быть любое на рынке. Мы просто возьмем и купим эту комнату. В любом случае человек не остается на улице. У него есть выбор получить или жилье, которое ему предлагают, либо денежную компенсацию. Процесс сноса начнется только после того, как помещение покинет последний собственник. Если на это потребуется полгода или год, зимовать они будут здесь. Никто не стоит здесь с ружьем или палкой и не собирается их отсюда выгонять.
Словом, можно только удивляться, почему население общежития так беспокоится.
- Мнение жителей и наше, они расходятся, — констатирует Шекенов. — Здесь собрались те, которые не согласны. Я думаю, они весьма субъективны. Я думаю, что объективно точку расставит суд. Но увеличить компенсацию мы не можем.
Разная математика
Только после выступления чиновника жительница общежития, многодетная мать Бибижан Оразбаева с удивлением узнала, что ей, оказывается, предлагали равноценную жилплощадь. Потому что до этого, по ее словам, предложения были совершенно иными. В такой же окраинной общаге, но с более скромной площадью.
- У меня жилье более 30 квадратных метров, — пояснила она. — Мне предлагали комнаты 18,5—20 квадратов. Почему я должна уйти в меньшее жилье или, получив мизерную компенсацию, ходить по городу с детьми, искать себе квартиру? У нас есть многодетные, инвалиды, беременные. Мы хотим жить, как цивилизованные люди!
В той же ситуации оказалась и ее соседка Айсулу Колсеитова. По словам Айсулу, ее семья, пять человек, ютится на 22 квадратных метрах. Однако чиновники решили, что людям и этого много. В качестве «компенсации» семье предложили… 13-метровую комнатушку.
- Ну и как нам в такой комнатке жить впятером?! — недоумевала Айсулу.
Как же так вышло, что «равноценное» жилье оказалось минимум на треть меньше? Жильцы подозревают, что произошло это благодаря тому, что расценки «независимого» оценщика сильно отличаются от реальных рыночных. Не в лучшую сторону.
- У нас и так почти ничего нет, — возмущены жильцы. — А теперь на нас еще и пытаются сэкономить чиновники!
Акция закончилась торжественным вручением Шекенову брошюрки с Международным биллем о правах, где о праве на жилье сказано много интересного.
- Акимат сегодня говорит о национальных законах и ничего не говорит о международном праве, которое по Конституции является выше и приоритетнее всех других законов, — отметил на церемонии вручения правозащитник Болатпек Блялов. — Мы организовали эту встречу, чтобы вручить эту брошюру представителям наших городских властей, чтобы они знали не только наше право, но и международное.
Глава ГКП «Городская недвижимость» сделал несколько попыток скрыться с места вручения, однако потом, подумав, подарок взял.
- Все будет решаться только в рамках законодательства. Никаких отклонений от закона мы не имеем права делать, — в очередной раз пообещал чиновник.
Правда, о каком законодательстве, нашем или международном, шла речь, так и осталось неясным.
Continue reading here:
Вопрос: жить или не жить общежитию?