3 C
Астана
28 марта, 2024
Image default

Война с памятниками не закончена

Еще пол­го­да назад было при­ня­то поста­нов­ле­ние пра­ви­тель­ства, соглас­но кото­ро­му 35 памят­ни­ков исто­рии и куль­ту­ры горо­да Алма­ты лише­ны сво­е­го ста­ту­са. Сей­час же, по-види­мо­му, реше­ние каб­ми­на ста­ло вопло­щать­ся в жизнь — скульп­ту­ры сно­сят. Аки­мат рас­про­стра­нил объ­яс­не­ние сво­им дей­стви­ям. При­во­дим его пол­но­стью, сохра­нив орфографию. 

 

Автор: Ляз­зат САГЫНДЫКОВА

 

30 декаб­ря 2011 года Пра­ви­тель­ством Рес­пуб­ли­ки Казах­стан было при­ня­то поста­нов­ле­ние №1672 «О лише­нии ста­ту­са памят­ни­ков исто­рии и куль­ту­ры мест­но­го зна­че­ния горо­да Алма­ты и исклю­че­ния их из Госу­дар­ствен­но­го спис­ка памят­ни­ков исто­рии и куль­ту­ры мест­но­го значения».

Соглас­но дан­но­му поста­нов­ле­нию 35 памят­ни­ков исклю­че­ны из госу­дар­ствен­но­го спис­ка памят­ни­ков исто­рии и куль­ту­ры мест­но­го значения.

Из них 11 памят­ни­ков архи­тек­ту­ры: быв­ший Аэро­порт, гости­ни­ца «Медеу», дом куп­ца Муро­ва, Софий­ская цер­ковь, дом Ход­жа­е­ва, кан­це­ля­рия гене­рал-губер­на­то­ра, зда­ние Семи­ре­чен­ско­го област­но­го отде­ла по делам наци­о­наль­но­стей, зда­ние желез­но­до­рож­но­го вок­за­ла стан­ции Алматы‑1, уни­вер­саль­ный мага­зин, клуб-театр НКВД Казах­ской ССР, дом садо­во­да Бре­усо­ва; 9 памят­ни­ков мону­мен­таль­но­го искус­ства: 2 памят­ни­ка В.И.Ленина, памят­ник С.М.Кирова, бюст Л.П.Емелева, бюст П.Виноградова, памят­ник бор­цам Октябрь­ской рево­лю­ции, памят­ник М.Фрунзе, памят­ник и бюст М.Калинина; так­же 15 памят­ни­ков архео­ло­гии: кур­ган­ные могиль­ни­ки, рас­по­ло­жен­ные в мик­ро­рай­о­нах Улжан, Кок­кай­нар, Стро­и­тель, Заря Востока.

Глав­ной целью исклю­че­ния дан­ных памят­ни­ков из госу­дар­ствен­но­го спис­ка явля­ет­ся упо­ря­до­че­ние госу­дар­ствен­но­го спис­ка памят­ни­ков исто­рии и куль­ту­ры горо­да Алматы.

Впер­вые Госу­дар­ствен­ный спи­сок памят­ни­ков исто­рии и куль­ту­ры рес­пуб­ли­кан­ско­го зна­че­ния по горо­ду Алма­ты был утвер­жден Поста­нов­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ства Казах­ской ССР №38 от 26 янва­ря 1982 года. Спи­сок памят­ни­ков мест­но­го зна­че­ния был утвер­жден реше­ни­ем испол­ни­тель­но­го коми­те­та Алма­тин­ско­го город­ско­го сове­та народ­ных депу­та­тов от 26 янва­ря 1984 года за №2/35. После это­го в 1985—1988 годах были вне­се­ны допол­не­ния. В эти годы коли­че­ство памят­ни­ков, рас­по­ло­жен­ных по горо­ду Алма­ты и охра­ня­е­мых госу­дар­ством, соглас­но госу­дар­ствен­но­му спис­ку состав­ля­ло все­го 77 еди­ниц.

В целях реа­ли­за­ции Зако­на Рес­пуб­ли­ки Казах­стан от 21 июля 2007 г. «О вне­се­нии изме­не­ний и допол­не­ний в неко­то­рые зако­но­да­тель­ные акты РК по вопро­сам охра­ны и исполь­зо­ва­ния исто­ри­ко-куль­тур­но­го насле­дия» Мини­стер­ством куль­ту­ры сов­мест­но с мест­ны­ми испол­ни­тель­ны­ми орга­на­ми был зано­во пере­смот­рен и уточ­нен спи­сок памят­ни­ков исто­рии и куль­ту­ры, утвер­жден­ный во вре­ме­на СССР.

В ито­ге поста­нов­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ства Рес­пуб­ли­ки Казах­стан №279 от 21 мар­та 2008 года 218 объ­ек­тов по рес­пуб­ли­ке были вклю­че­ны в госу­дар­ствен­ный спи­сок памят­ни­ков исто­рии и куль­ту­ры рес­пуб­ли­кан­ско­го зна­че­ния. В том чис­ле 28 памят­ни­ков по горо­ду Алматы.

35 объ­ек­тов памят­ни­ка по горо­ду Алма­ты на осно­ва­нии экс­перт­но­го заклю­че­ния, выдан­но­го спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ны­ми учре­жде­ни­я­ми, и реше­ния Спе­ци­аль­ной комис­сии по под­го­тов­ке заклю­че­ний о при­зна­нии объ­ек­тов исто­ри­ко-куль­тур­но­го насле­дия памят­ни­ка­ми исто­рии и куль­ту­ры, а так­же о лише­нии их ста­ту­са памят­ни­ков исто­рии и куль­ту­ры при Мини­стер­стве куль­ту­ры и инфор­ма­ции были исклю­че­ны из Госу­дар­ствен­но­го спис­ка вви­ду пол­ной физи­че­ской уте­ри и утра­ты исто­ри­ко-куль­тур­но­го значения.

Так­же поста­нов­ле­ни­ем Аки­ма­та горо­да Алма­ты №4/840 от 10 нояб­ря 2010 года 118 объ­ек­тов были вклю­че­ны в госу­дар­ствен­ный спи­сок памят­ни­ков исто­рии и куль­ту­ры мест­но­го зна­че­ния по горо­ду Алматы.

А если гово­рить о памят­ни­ках, исклю­чен­ных из Гос­спис­ка:

Соглас­но пунк­та 5 ста­тьи 5 Зако­на Рес­пуб­ли­ки Казах­стан «Об охране и исполь­зо­ва­нии объ­ек­тов исто­ри­ко-куль­тур­но­го насле­дия» лише­ние памят­ни­ка исто­рии и куль­ту­ры его ста­ту­са и исклю­че­ние из Госу­дар­ствен­но­го спис­ка памят­ни­ков исто­рии и куль­ту­ры допус­ка­ют­ся лишь в слу­чае пол­ной физи­че­ской утра­ты объ­ек­та и (или) утра­ты исто­ри­ко-куль­тур­но­го зна­че­ния реше­ни­ем Пра­ви­тель­ства Рес­пуб­ли­ки Казах­стан по пред­став­ле­нию упол­но­мо­чен­но­го орга­на, мест­ных испол­ни­тель­ных орга­нов обла­стей (горо­да рес­пуб­ли­кан­ско­го зна­че­ния, сто­ли­цы), согла­со­ван­но­му со спе­ци­аль­ной комис­си­ей упол­но­мо­чен­но­го орга­на, на осно­ва­нии заклю­че­ния исто­ри­ко-куль­тур­ной экс­пер­ти­зы. И соглас­но дан­но­му Зако­ну памят­ни­ки архео­ло­гии при­об­ре­та­ют ста­тус памят­ни­ка с момен­та его обнаружения.

В свя­зи с тем, что памят­ни­ки архео­ло­гии горо­да Алма­ты до 2000 г. не зна­чи­лись госу­дар­ствен­ном спис­ке памят­ни­ков исто­рии и куль­ту­ры, над ними отсут­ство­ва­ло кон­троль госу­дар­ства, в след­ствие чего неко­то­рые памят­ни­ки архео­ло­гии были пол­но­стью уни­что­же­ны в силу раз­лич­ных при­чин и в момент обна­ру­же­ния их они нахо­ди­лись в ава­рий­ном сотоянии.

В 2004 году бла­го­да­ря поли­ти­ки Пер­во­го Пре­зи­ден­та Рес­пуб­ли­ки Казах­стан Н.Назарбаева была при­ня­та госу­дар­ствен­ная про­грам­ма «Куль­тур­ное насле­дие», в рам­ках этой госу­дар­ствен­ной про­грам­мы, были про­ве­де­ны рестав­ра­ци­он­ные рабо­ты таким объ­ек­там исто­ри­ко-куль­тур­но­го насле­дия, как архи­тек­ту­ра и гра­до­стро­и­тель­ства, име­ю­щих важ­ные зна­че­ние для наци­о­наль­ной исто­рии, про­ве­де­ны иссле­до­ва­тель­ские рабо­ты архео­ло­ги­че­ских памят­ни­ков, так­же реа­ли­зу­ют­ся и дру­гие нема­ло­важ­ные про­ек­ты, кото­рые вклю­ча­ют в себе огром­ное куль­тур­ное насле­дие наро­да, в том чис­ле совре­мен­ную наци­о­наль­ную куль­ту­ру, фольк­лор, обы­чаи и традиции.

В том чис­ле, в рам­ках дан­ной про­грам­мы про­во­ди­лись рабо­ты по опре­де­ле­нию, уче­ту, изу­че­нию архео­ло­ги­че­ских памят­ни­ков, рас­по­ло­жен­ных на тер­ри­то­рии горо­да. В резуль­та­те иссле­до­ва­ния выяс­ни­лось, что вви­ду актив­но­го веде­ния хозяй­ствен­ной дея­тель­но­сти 15 памят­ни­ков архео­ло­гии, в том чис­ле, рас­по­ло­жен­ные в мик­ро­рай­о­нах Улжан, Кок­кай­нар, Куры­лыс­шы, под­верг­лись мас­со­во­му само­за­хва­ту и неза­кон­но­му стро­и­тель­ству, что при­ве­ло к пор­че, уни­что­же­нию дан­ных памят­ни­ков. Так­же выяс­ни­лось, что в кон­це 70‑х и в нача­ле 90‑х гг. неко­то­рые объ­ек­ты были иссле­до­ва­ны, на них были про­ве­де­ны архео­ло­ги­че­ские рас­коп­ки, тер­ри­то­рия памят­ни­ков неод­но­крат­но под­вер­га­лись рекультивации.

Напри­мер, сред­не­ве­ко­вые посе­ле­ния (X‑XIII вв. до н.э.) рас­по­ло­жен­ное по про­спек­ту Достык и пере­се­че­нии улиц Х.Мукана, Тай­ма­но­ва. В насто­я­щее вре­мя там нахо­дит­ся Алма­тин­ское погра­ну­чи­ли­ще (ныне Воен­ный инсти­тут КНБ). Это посе­ле­ние впер­вые в 1922 году открыл архео­лог-уче­ный В.Городецкий. Затем в 1979 г. про­во­ди­лись архео­ло­ги­че­ские рабо­ты и в том месте постро­и­ли Воен­ный инсти­тут. В резуль­та­те дан­ных рас­ко­пок нашли дир­хе­мы на шага­тай­ском язы­ке. Эти дир­хе­мы явля­ют­ся одним из источ­ни­ком исто­рии горо­да Алматы.

Так­же напри­мер, в 1985 году под руко­вод­ством архео­ло­га Ф.Григорьева было нача­то иссле­до­ва­ние остат­ков посе­ле­ния Терен­ка­ра (мик­ро­рай­он Стро­и­тель и север­ная часть посел­ка Заря Восто­ка, центр озе­ра Терен­ка­ра и Ащи­бу­лак, брон­зо­вый век IX-VIII вв. до н.э.), а в 1985—1992 гг. экс­пе­ди­ци­ей инсти­ту­та «Каз­про­ек­тре­став­ра­ция» на нем про­ве­де­ны архео­ло­ги­че­ские рас­коп­ки. В насто­я­щее вре­мя там рас­по­ло­жен стро­и­тель­ный тор­го­вый рынок.

Как я уже гово­ри­ла, в рам­ках про­грам­мы «Куль­тур­ное насле­дие» остан­кам архео­ло­ги­че­ских памят­ни­ков, нахо­дя­щих­ся в ава­рий­ном состо­я­нии были про­ве­де­ны архео­ло­ги­че­ские иссле­до­ва­ния и рас­коп­ки. Иссле­до­ва­тель­ские рабо­ты про­во­ди­лись Инсти­ту­том архео­ло­гии име­ни А.Маргулана при Мини­стер­стве обра­зо­ва­ния и нау­ки Рес­пуб­ли­ки Казах­стан Руко­во­ди­те­ля­ми архео­ло­ги­че­ской груп­пы были Горя­чев А., Ахта­нов Г. Экс­по­на­ты, най­ден­ные в ходе рас­ко­пок, хра­нят­ся в фон­дах музеев горо­да Алма­ты и Архео­ло­ги­че­ско­го музея им. А.Маргулана. На обсле­до­ван­ные объ­ек­ты «Инсти­тут архео­ло­гии им. А.Маргулана МОН РК» РГКП дал экс­перт­ное заклю­че­ние с реко­мен­да­ци­ей их исклю­че­ния из Госу­дар­ствен­но­го спис­ка вви­ду пол­ной физи­че­ской уте­ри и утра­ты исто­ри­ко-куль­тур­но­го значения.

В свя­зи с этим, на осно­ва­нии заклю­че­ния исто­ри­ко-куль­тур­ной экс­пер­ти­зы, согла­со­ва­ния спе­ци­аль­ной комис­си­ей упол­но­мо­чен­но­го орга­на и дру­гих соот­вет­ству­ю­щих госу­дар­ствен­ных орга­нов они были исклю­че­ны из Госу­дар­ствен­но­го спис­ка реше­ни­ем Пра­ви­тель­ства РК.

Архи­тек­тур­ные памят­ни­ки, на рубе­же 80‑х и 90‑х годов в силу раз­лич­ных при­чин (пожа­ры, поте­ри пер­во­здан­но­го вида и раз­ру­ше­ния) мно­гие архи­тек­тур­ные памят­ни­ки были пол­но­стью уни­что­же­ны, сне­се­ны, пере­стро­е­ны в свя­зи с чем и выве­де­ны из Госу­дар­ствен­но­го спис­ка. К при­ме­ру на сего­дняш­ний день на месте Софий­ской церк­ви, 1858 года построй­ки, в 2000‑х г‑х воз­ве­де­на новая цер­ковь. Так­же пер­во­здан­ный вид зда­ния кан­це­ля­рии Вер­нен­ско­го гене­рал-губер­на­то­ра еще в 30‑х г‑х под­верг­ся к изме­не­нию, затем в нем был рас­по­ло­жен воен­ный гос­пи­таль. После пожа­ра остан­ки зда­ния дол­гие годы сто­я­ли не тро­ну­ты­ми пря­мо в цен­тре горо­да, и толь­ко в 2000 году на этом месте постро­и­ли новый жилой дом (меж­ду про­спек­том Достык и ули­цей Казы­бек би рас­по­ло­жен­но 9‑этажное зда­ние). Допу­стим, зда­ние желез­но­до­рож­но­го вок­за­ла стан­ции Алматы‑1 и клуб-театр НКВД Казах­ской ССР поте­ря­ли свой пер­во­на­чаль­ник облик, изме­ни­лись до неузна­ва­ве­мо­сти, в ито­ге потяре­ли свою худо­же­ствен­ную цен­ность. Таким обра­зом из Госу­дар­ствен­но­го спис­ка выве­ли те архи­тек­тур­ные памят­ни­ки, таких как мы упо­мя­ну­ли выше, те кото­рые на сего­дняш­ний день поте­ря­ли свои исто­ри­ко-куль­тур­ную, худо­же­ствен­ную цен­ность и были пол­но­стью уничтожены.

В кон­це 80‑х нача­ла 90‑х годов, в пери­од фор­ми­ро­ва­ния неза­ви­си­мо­сти Казах­ста­на неко­то­рые памят­ни­ки мону­мен­таль­но­го искус­ства были утра­че­ны. И как след­ствие, неко­то­рые памят­ни­ки были утра­че­ны — Памят­ник С.М. Киро­ву, 1952 г.(автор неиз­ве­стен); Бюст Л.П. Еме­ле­ву (скуль­птор Е.Т. Мер­ге­нов, архи­тек­тор Ш.Е. Вали­ха­нов, 1967 г.) Дан­ные памят­ни­ки не суще­ству­ют. До сего­дняш­не­го дня в Гос­спис­ке памят­ни­ков исто­рии и куль­ту­ры горо­да Алма­ты, кото­рый был утвер­жден еще в 80‑х г 20 века, чис­ли­лись памят­ни­ки, воз­ве­ден­ные в годы соци­а­лиз­ма вождям рево­лю­ции и уста­нов­ле­нию Совет­ской вла­сти в Алма­ты — памят­ни­ки В.И.Ленина, М.И. Кали­ни­на, Бор­цам за Октябрь­скую рево­лю­цию, бюст П.Виноградова, М.Фрунзе.

Явля­ясь сим­во­ла­ми идео­ло­гии соци­а­ли­сти­че­ской эпо­хи на сего­дняш­ний день, дан­ные памят­ни­ки утра­ти­ли исто­ри­че­скую цен­ность и поли­ти­че­ское зна­че­ние и в свя­зи с этим были исклю­че­ны из Гос­спис­ка. Одна­ко, несмот­ря на то, что их исклю­чи­ли из спис­ка, и боль­ше не име­ют ста­тус памят­ни­ка, они были сде­ла­ны рука­ми зна­ме­ни­тых скуль­пто­ров, и по этой при­чине мы их не раз­ру­шим, а пере­не­сем в парк Ауе­зов­ско­го рай­о­на, где уже пере­уста­нов­ле­ны памят­ни­ки В.И.Ленина, М.И. Кали­ни­на и бюст М.Фрунзе. В буду­щем там пла­ни­ру­ем открыть парк «Совет­ской скульптуры».

На дан­ный момент госу­дар­ствен­ный спи­сок памят­ни­ков при­ве­ден в поря­док, те памят­ни­ки, кото­рые на сего­дняш­ний день отсут­ству­ют или не име­ю­щие исто­ри­че­скую, куль­тур­ную, худо­же­ствен­ную цен­ность, (выше­пе­ре­чис­лен­ные 35 объ­ек­тов) были выве­де­ны из Гос­спис­ка, а Госу­дар­ствен­ный спи­сок был допол­нен новы­ми выяв­лен­ны­ми объ­ек­та­ми, как зда­ние Цен­траль­но­го Госу­дар­ствен­но­го музея РК, Теле­баш­ня «Кок­то­бе», гости­ни­цы «Достык», «Иссык», памят­ник М.Тулебаева, Г.Мусрепова, М.Макатаева, архео­ло­ги­че­ский парк «Борол­дай­ские сак­ские кур­га­ны». В буду­щем спи­сок памят­ни­ков будет попол­нять­ся еще 4 объ­ек­та­ми исто­ри­ко-куль­тур­но­го насле­дия. Рабо­та по выяв­ле­нию, уче­ту, охране памят­ни­ков продолжается.

В насто­я­щее вре­мя в горо­де Алма­ты 146 объ­ек­тов име­ют ста­тус памят­ни­ка и взя­ты под охра­ной госу­дар­ства. В рам­ках про­грам­мы «Куль­тур­ное насле­дие» в 2006 г. при Управ­ле­нии куль­ту­ры аки­ма­та горо­да Алма­ты впер­вые был создан отдел «Исто­ри­ко-куль­тур­ное насле­дие». На сего­дняш­ний день Управ­ле­ни­ем куль­ту­ры при­ве­ден в поря­док весь спи­сок памят­ни­ков и завер­ше­на рабо­та по пас­пор­ти­за­ции объ­ек­тов исто­ри­ко-куль­тур­но­го насле­дия. Рабо­та по оформ­ле­нию «охран­но­го обя­за­тель­ства» с соб­стен­ни­ка­ми и/или поль­зо­ва­те­ля­ми памят­ни­ков, изго­тов­ле­нию и уста­нов­ке охран­ных досок на ста­дии завер­ше­ния. Так­же в теку­щем году будут опре­де­ле­ны охран­ные зоны, зоны регу­ли­ро­ва­ния застрой­ки и зоны охра­ня­е­мо­го при­род­но­го ланд­шаф­та объ­ек­тов исто­ри­ко-куль­тур­но­го насле­дия, кото­рый будет пере­дан на рас­смот­ре­ние для даль­ней­ше­го утвер­жде­ния мест­ным пред­ста­ви­тель­ным орга­нам — Мас­ли­ха­том г.Алматы. В пер­спек­ти­ве оно вно­сит­ся в исто­ри­ко-архи­тек­тур­ный опор­ный план и кар­ту-схе­му горо­да, где фик­си­ру­ет­ся рас­по­ло­же­ние памят­ни­ков исто­рии и куль­ту­ры и вновь выяв­лен­ных объ­ек­тов исто­ри­ко-куль­тур­но­го наследия.

Как уже извест­но, аким горо­да Алма­ты Ахмет­жан Сма­гу­ло­вич Еси­мов объ­явил 2012 год — «Годом куль­ту­ры» горо­да Алма­ты. В этой свя­зи ведет­ся рабо­та по созда­нию огром­но­го этно­куль­утр­но­го цен­тра с тури­сти­че­ской инфра­струк­ту­рой архео­ло­ги­че­ско­го пар­ка «Борол­дай­ские сак­ские кур­га­ны», охва­ты­ва­ю­ще­го тер­ри­то­рию 430 гек­та­ров зем­ли на тер­ри­то­рии Ала­та­уско­го рай­о­на. Так­же запла­ни­ро­ва­но про­ве­де­ние капи­таль­но­го ремон­та и рестав­ра­ции памят­ни­ков — Мемо­ри­а­ла Сла­вы и Музея народ­ных музы­каль­ных инстру­мен­тов им.Ыхласа в пар­ке 28-пан­фи­лов­цев-гвар­дей­цев, зда­ния «Госу­дар­ствен­но­го теат­ра кукол». В теку­щем году были про­ве­де­ны рестав­ра­ци­он­ные рабо­ты мону­мен­таль­ным памят­ни­кам Д.А.Кунаева, А.Кастеева, А.Маргулана. В 2010—2011 гг. были соору­же­ны памят­ни­ки Б.Момышулы и Н.Тлендиеву, а в этом году на месте памят­ни­ка «Бор­цам Октябрь­ской рево­лю­ции», кото­рый будет пере­не­сен в парк Ауэ­зов­ско­го рай­о­на, будет соору­жен памят­ник Рай­ым­бек батыру.

В заклю­че­нии хочет­ся отме­тить, что в эпо­ху совет­ско­го пра­ви­тель­ства в Госу­дар­ствен­ном спис­ке памят­ни­ков исто­рии и куль­ту­ры горо­да Алма­ты насчи­ты­ва­лось око­ло 77 объ­ек­тов, а в насто­я­щее вре­мя их ста­ло 146. Это гово­рит о том, что изу­че­ние, сохра­не­ние, раз­ви­тие и про­по­ган­да куль­тур­но­го насле­дия явля­ет­ся одним из важ­ных эле­мен­тов осу­ществ­ле­ния госу­дар­ствен­ной поли­ти­ки. В свя­зи с чем нами была про­де­ла­на не малая рабо­та, но нам еще пред­сто­ит сде­лать мно­гое в этой области.

Наша цель — изу­че­ние, вос­ста­нов­ле­ние, сохра­не­ние и про­па­ган­да исто­ри­ко-куль­тур­но­го насле­дия стра­ны, воз­рож­де­ние исто­ри­ко-куль­тур­ных тра­ди­ций, что­бы мы смог­ли пере­дать их для буду­ще­го поко­ле­ния целост­но, и каж­дый житель наше­го горо­да и граж­да­нин Казах­ста­на дол­жен счи­тать это сво­им дол­гом перед исто­ри­ей наше­го наро­да и страны.

 

Началь­ник отде­ла исто­ри­ко-куль­тур­но­го насле­дия, музей­но-билио­теч­ной работы

Управ­ле­ния куль­ут­ры горо­да Алма­ты Сагын­ды­ко­ва Ляз­зат Кудайбергенкызы

View article:
Вой­на с памят­ни­ка­ми не закончена

архивные статьи по теме

Американцы ждут Великую депрессию

Нефтяников не выпускают из уральской колонии

Огласка поможет и борьбе с коррупцией