Пожалуй, среди современных политиков никто так не заинтересован в поддержании международного торгового эмбарго против Ирана, как израильское руководство. Например, потому, что Иран является наиболее серьезным противником Израиля: официальный Тегеран не признавал и не признает еврейское государство, форсированными темпами пытается построить собственную атомную бомбу и снабжает деньгами и оружием как ливанскую террористическую организацию «Хизбалла», так и палестинский ХАМАС.
И вот теперь, похоже, Израилю из-за Ирана угрожает еще и «потеря лица» на международной арене. В то время как официальный Иерусалим не устает призывать мир поддержать торговое эмбарго против режима аятоллы Хаменеи и президента Ахмадинежада, один из крупнейших израильских концернов, так называемая «группа Офер», был занесен в Америке в «черный список» компаний, нарушивших запрет.
В конце минувшей недели Госдепартамент США официально объявил, что концерн «Офер» нарушил международное эмбарго, так как одна из его дочерних фирм, «Tanker Pacific» со штаб-квартирой в Сингапуре, еще в сентябре прошлого года продала Ирану торговое судно. Адвокат владельцев концерна официально отрицает связь с сингапурской фирмой, но представитель Госдепа заявил: «Мы выяснили, что материнской компанией «Tanker Pacific» является «Ofer Holdings Group», так что именно ей придется отвечать за нарушение эмбарго на торговлю с Ираном».
Как удалось выяснить израильской газете «Гаарец», в данный момент эта компания обвиняется не только в продаже современного крупнотоннажного судна государственной судовой компании Ирана, но и в том, что принадлежащие ей танкеры как минимум 13 раз бросали якорь в иранских портах, заливаясь там «левой» нефтью.
Судостроительным сектором компании управляет Идан Офер. И именно ему придется отвечать как за продажу Ирану танкера, так и за покупку «левой» иранской нефти. А наказание может оказаться весьма серьезным: израильский закон, прямо запрещающий торговлю с враждебным Ираном, не привык делать реверансы перед «сильными мира сего». Еще в 1998 году другой влиятельнейший израильский бизнесмен Нахум Манбар был присужден к 16 годам тюремного заключения за то, что продавал Ирану оружие.
Впрочем, в данном случае ситуация оказалась запутанной. Представители концерна «Офер» сразу заявили, что их деятельность, мол, не вызвала возражений у спецслужб — это утверждение было немедленно опровергнуто не кем-нибудь, а самим премьер-министром страны Биньямином Нетаниягу. Тогда израильские парламентарии решили официально обсудить «проблему Офера», для чего был специально собран на внеочередное заседание экономический комитет Кнессета. И тут история совсем стала походить на шпионский триллер: не успело заседание начаться, как председатель комиссии депутат Кармель Шама ха-Коэн прервал его без объяснения причин.
Собрав коллег-парламентариев после краткого перерыва, он объявил им: «Мне была передана записка, содержащая информацию о дальнейшем развитии дела. Я вынужден закрыть заседание, так как прежде, чем обсуждать это дело, придется еще кое-что проверить. К сожалению, я не могу раскрыть вам содержание этой записки, но оно не имеет отношения ни к политике, ни к экономике».
Естественно, подобное объяснение не устроило ни депутатов, ни израильскую прессу. В газетах поползли слухи о том, что семья Офер не по своей воле затеяла торговлю с Ираном, а действует в контакте с разведкой, доставляя на танкерах, принадлежащих компании, в Иран израильских агентов.
Так или иначе, но история эта, связана она с «Моссадом» или нет, грозит Израилю потерей имиджа и может нанести ущерб израильскому руководству, ратующему за усиление экономических санкций против Ирана.
Например, депутат Кнессета от правоцентристского «Национального союза» Арье Эльдад в радиоинтервью заявил: «Государство Израиль оказалось в весьма глупом положении: с одной стороны, оно требует от всего мира бойкотировать Иран, с другой — его граждане, бизнесмены высокого полета, попросту игнорируют собственную страну ради выгоды и связываются с враждебным Израилю режимом. Было бы логично, если бы израильтяне смогли после проверки этого случая Министерством юстиции узнать, кто же такие братья Офер на самом деле — герои, осуществлявшие секретную миссию в интересах Израиля, или беспринципные жулики, продающие собственную страну за деньги».
В общем, в Израиле страсти накалились. А вот с иранской стороны до сих пор не последовало какой-либо реакции. Между тем иранскому руководству, по идее, тоже должно быть неуютно от этой истории и даже более чем неуютно. Потому что если компания «Офер» нарушила эмбарго — ее руководители ответят перед законом как предприниматели, а если это было сделано в сотрудничестве с «Моссадом» — то их, чего доброго, наградят за беззаветный труд на благо отечества.
А вот для иранского руководства куда ни кинь — всюду клин. Потому что покупатель пресловутого танкера — иранская государственная компания, подотчетная правительству Ахмадинежада, то есть получается, что именно официальный Тегеран вступил в сделку с гражданами не признанного им «сионистского образования».
Хуже того — нефтяные компании, предположительно, продававшие концерну «Офер» нефть, подконтрольны даже не правительству, а грозному и всемогущему Корпусу Стражей исламской революции. То есть в торговле с ненавистным врагом оказываются повинны члены самой влиятельной и опасной в Иране вооруженной организации! А если выяснится, что эта торговля еще и служила прикрытием для инфильтрации в Иран агентов «Моссада» — тут уж, скорее всего, головы полетят не в переносном, а в совершенно прямом смысле. Так что молчание Тегерана вполне объяснимо: никому из иранского руководства не хочется подставлять шею под нож.