На уходящей неделе международные СМИ обсуждали возможность экстрадиции Мухтара Аблязова, казахстанского экс-банкира и оппозиционного политика, в Великобританию и рассказали о завершившемся судебном процессе по делу о похищении в Италии и депортации в Казахстан его жены Алмы Шалабаевой. Адвокаты отмечают, что заказчики остались безнаказанными. Издания также сообщают о том, что стали миллиардерами владельцы казахстанской компании Kaspi.kz, доходы которых возросли в несколько раз во время пандемии коронавируса благодаря «находящимся в домашнем заточении» клиентам принадлежащего ей Kaspi Bank.
«ОДНО ИЗ КРУПНЕЙШИХ ДЕЛ О МОШЕННИЧЕСТВЕ В ЕВРОПЕ»
Могут ли экстрадировать в Великобританию бывшего казахстанского банкира и оппозиционного политика Мухтара Аблязова? По словам обозревателя Brussels Times Патрика Брекера, страны, добивающиеся выдачи Аблязова, перешли к активным действиям.
«Казахстанский олигарх Мухтар Аблязов, который, как предполагается, проживает во Франции, в последние недели подвергается все возрастающему давлению, так как призывы о его экстрадиции и привлечении к ответственности прозвучали в разных местах», — утверждает Брекер.
Он сообщает, что ранее Франция отказалась выдать Аблязова России, заявив, что «там он может подвергнуться пыткам». Его экстрадиции давно добиваются Украина и Казахстан. Теперь, как считает Брекер, «неожиданная угроза», возможно, возникла в Великобритании.
В 2012 году Верховный суд Англии и Уэльса приговорил Аблязова к 22 месяцам тюремного заключения за «неуважение к суду». Однако до вынесения приговора он скрылся с дипломатическим паспортом, который он, возможно, получил в Центральноафриканской Республике. «Вскоре он появился во Франции», — пишет издание.
Прежде в министерстве внутренних дел Великобритании считали, что «неуважение к суду не является преступлением, требующим экстрадиции». «Похоже, на этот раз ветер подул в другую сторону. И Франция, и Великобритания вновь взялись за это необычное дело», — сообщает колумнист Brussels Times.
Как пишет автор, 20 июля этого года член британского парламента Бен Брэдшоу направил запрос министру внутренних дел. «Что делает ваше министерство для экстрадиции из Франции Мухтара Аблязова в соответствии с новым ордером Верховного суда об его аресте в июле 2019 года?» — спросил он.
Однако на этот раз британское правительство не стало традиционно сообщать, что за данное преступление «экстрадиция не осуществляется».
«Те, кто хорошо знаком с этим делом, удивлены не вопросом, а пришедшим восемь дней спустя ответом младшего министра безопасности (Minister of State for Security) Джеймса Брокеншира. «В соответствии с устоявшейся политикой и практикой Соединенное Королевство не подтверждает и не отрицает, что оно подавало или принимало запрос об экстрадиции до ареста на основании такого запроса», — комментирует этот обмен между депутатом и британским МВД автор.
В этой связи автор приводит другой случай. По его словам, незадолго до запроса Брэдшоу об Аблязове министерство внутренних дел Великобритании заявило, об отсутствии «юридических препятствий для экстрадиции из Франции российского олигарха». По мнению колумниста Brussels Times, его история «похожа» на то, как выносился приговор Аблязову.
Российский олигарх Сергей Пугачев, которого когда-то прозвали «банкиром Путина», также живет во Франции. Он был заочно приговорен британским судом к 22 месяцам тюремного заключения за неуважение к суду.
Кроме того, 14 августа Европейская комиссия заявила, что судебные органы каждой страны «могут выдать европейский ордер на арест (EAW) в соответствии с приговором о тюремном заключении или аресте».
По словам автора, в Европейском Союзе хорошо осведомлены о происходящем вокруг Аблязова, который накануне получил политическое убежище во Франции, а позднее подвергся задержанию и сейчас находится под судебным надзором. Брекер сообщает, что в письме в Европейскую комиссию от 8 июня депутат-социалист из Румынии Тудор Чуходару назвал дело Аблязова «одним из крупнейших дел о мошенничестве в Европе» и призвал к разработке «механизмов сокращения объемов отмывания денег и содействия возвращению незаконных денег из Европы».
По словам автора, до сих пор неизвестно, куда ушла большая часть миллиардов, в хищении которых обвиняют Аблязова. «Пока найдено очень мало денег», — пишет он.
«ДАВШИЙ ПРИКАЗ О ПОХИЩЕНИИ ШАЛАБАЕВОЙ НЕ НАКАЗАН»
Итальянские СМИ широко освещают судебный процесс по делу итальянских официальных лиц, похитивших и депортировавших в Казахстан жену Мухтара Аблязова Алму Шалабаеву и их маленькую дочь. Издание La Stampa пишет, что события, имевшие место семь лет назад, привели к отставке главы аппарата МВД Италии Джузеппе Проккачини, вотуму недоверия министру иностранных дел Анджелино Альфано и дипломатическому кризису.
Шалабаева и ее дочь были в срочном порядке депортированы полицией по постановлению мирового судьи сразу же после их задержания на вилле под Римом. Позднее депортация была признана незаконной, а решение о ней, принятое министром внутренних дел Италии, было отменено. Через полгода семье Аблязова разрешили покинуть Казахстан.
Суд в итальянском городе Перуджа приговорил шесть человек к тюремному заключению на срок от 2,5 до пяти лет, расценив их действия как «похищение со стороны официальных лиц». Среди осужденных — представители оперативной службы полиции, службы по борьбе с организованной преступностью, миграционной службы, а также судья, вынесший постановление.
Среди осужденных La Stampa выделяет Ренато Кортеса, бывшего начальника Центральной оперативной службы итальянской государственной полиции. По данным издания, этот полицейский известен громкими арестами лидеров мафии в стране.
Адвокат Шалабаевой Астольфо ди Амато заявил, что «настоящие виновные» в деле не были привлечены к ответственности. «Правосудие восторжествовало, но никто из обвиняемых не имел личной заинтересованности в этом деле. То есть они просто выполнили приказ, а человек, отдавший приказ, избежал наказания», — сказал он в комментариях La Stampa.
Схожие заявления делает и издание Corriere della Serra. Оно идет дальше, утверждая, что «прямое участие министерства внутренних дел так и не было доказано, и дело так и не дошло до суда министров». Как сообщает издание, на этом утверждении, в частности, будет строиться апелляция, которую будут подавать адвокаты подсудимых.
По данным Corriere della Serra, обвинения по этому делу также «касаются бывшего посла [Казахстана в Италии] Андриана Елемесова и двух официальных лиц, все они защищены дипломатической неприкосновенностью и, следовательно, не подлежат судебному преследованию».
Алма Шалабаева, в свою очередь, заявила, что «очень впечатлена независимостью итальянского правосудия», сообщает издание. «В моей стране этого бы не случилось», — сказала она.
«ПАНДЕМИЯ ОСЛАБЛЯЕТ ДЕМОКРАТИЮ И ДАЕТ СВОБОДУ АВТОКРАТАМ»
По данным международной правозащитной организации Freedom House, с начала пандемии коронавируса уровень демократии в 80 странах снизился, ухудшилась ситуация с правами человека.
«В список входят ставшие еще более неприятными диктатуры и демократические страны с заниженными стандартами» — пишет журнал Economist, посвятивший этой теме обширную аналитическую статью.
По данным международной организации, уровень свободы в мире снижается после финансового кризиса 2007–2008 годов, а эпидемия коронавируса ускорила существующую тенденцию в нескольких сферах.
В статье под названием «Вакцины против зла нет» говорится, что правительства «запретили протесты, заставили замолчать критиков и выставили представителей меньшинств виновными» под предлогом того, что они распространяют вирус.
«Они преследовали диссидентов под предлогом чрезвычайного положения и воспользовались общей атмосферой паники. Когда все внимание было занято COVID, автократы многих стран и лидеры, стремящиеся к автократии, сделали все, что посчитали правильным, надеясь, что этого не заметят», — пишет автор.
Прошлый год был годом массовых протестов, а в этом году людям запретили собираться с тем, чтобы они соблюдали социальную дистанцию. «Это оказалось очень удобно для многих [правительств]», пишет издание.
В то же время, правительства некоторых стран воспользовались такой суматохой и приняли удобные законы, пишет автор журнала.
К таким государствам некоторые правозащитные организации внутри страны и за рубеом относят и Казахстан, который принял несколько законов, регулирующих гражданские свободы граждан, в том числе о свободе мирных собраний, выборах и политических партиях. Содержание этих законов также было подвергнуто резкой критике как ограничительное и нарушающее конституционные права граждан.
Economist, в свою очередь, отмечает, что негативное влияние на ситуацию с правами человека оказали онлайн-суды в Казахстане. Ссылаясь на дело активиста Альнура Ильяшева, который был приговорен к трем годам ограничения свободы за критический пост о партии власти «Нур Отан», автор пишет, что «судьи проводят односторонние слушания по политическим делам» на платформе Zoom в обвинительном ключе.
Кроме того, сообщает Economist, многие страны объявили преступлением распространение ложной информации о коронавирусе. «Фейк» — это «часто та информация, которая не нравится правительству», — считает автор.
Во время пандемии также ограничиваются права рядовых жителей. «К примеру, в Узбекистане люди, попадающие в карантинные учреждения, вынуждены оставлять свои телефоны во избежание передачи вируса. «На самом деле это делается для того, чтобы не было возможности снять на камеру тяжелую ситуацию внутри», говорит автор. Кроме того, давлению подвергаются как врачи, так и журналисты, которые вынуждены сообщать о недостатках в борьбе с COVID. Все началось с китайских врачей из Ухани, которые забили тревогу по поводу нового вируса. По данным организации «Репортеры без границ», за этот период были задержаны 116 гражданских журналистов.
«В КАЗАХСТАНЕ СТАЛО НА ДВА МИЛЛИАРДЕРА БОЛЬШЕ»
На прошлой неделе казахстанская компания Kaspi.kz, которой принадлежит Kaspi Bank, впервые разместила акции на Лондонской фондовой бирже и добилась большого успеха. Международные издания обратили внимание на историю этой организации, которая из обычного банка выросло до «гиганта финансовых технологий».
По данным Forbes, акции компании первоначально торговались по 38 долларов, а в итоге достигли 46,9 доллара. Всего было продано 4,4 миллиона акций компании. «Это больше, чем у российской [хай-тек компании] «Яндекс», которая продает в среднем 3,8 миллиона акций в день».
«Это второе по величине IPO в этом году и четвертое по величине IPO в Европе в целом», пишет журнал.
«Это позволит [председателю совета директоров] Вячеславу Киму и [председателю правления] Kaspi Михаилу Ломтадзе войти в элитный клуб мировых миллиардеров. До листинга Киму принадлежало около 32 процентов акций компании, а Ломтадзе — 26 процентов. Так, согласно индексу миллиардеров Bloomberg, если IPO будет стоить 33,75 доллара, их состояние составит 1,9 и 1,8 миллиарда долларов соответственно.
По предположениям издания, как и многие другие финансовые компании, Kaspi извлекла выгоду из создавшегося положения и перехода на онлайн-услуги, поскольку люди застряли дома, чтобы бороться с распространением коронавируса.
«В то время как экономика Казахстана пострадала от падения цен на нефть и локдауна в связи с Covid-19, чистая прибыль Kaspi выросла на 50 процентов в первой половине 2020 года, а количество пользователей мобильного приложения банка выросло на 72 процентов в прошлом году. 7,8 миллиона пользователей в месяц могут оплачивать счета и получать кредиты, пользоваться инструментом управления личными финансами», пишет Bloomberg.
Издание также отмечает, что эту финансово-технологическую компанию в свое время основал Кайрат Сатыбалды, племянник бывшего президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. По словам автора, московская инвестиционная компания Baring Vostok, владеющая 35 процентами акций Kaspi, подписала в 2016 году соглашение с Кайратом Сатыбалды об «инвестировании в страну».
Как пишет Bloomberg, председатель совета директоров Kaspi Ким купил все 30 процентов акций Кайрата Сатыбалды в 2018 году за 200 миллиардов тенге (466 миллионов долларов).
Оригинал статьи: Казахстан — Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода»