Власти Казахстана стремятся к большому контролю над рынками страны. Превратившись практически в небольшие города, базары оказывают влияние как на экономику, так и на политику государства.
После распада СССР экономические структуры в республиках Центральной Азии стали меняться в своей основе. Важнейшую роль в перераспределении потока товаров и замещении исчезнувшего вместе с Советским Союзом производства стали играть базары и челноки — их главный символ. Первые контакты челноков завязывались в таких теперь известных на всем постсоветском пространстве местах, как район Лалели в Стамбуле. Формально никак не организованная, часто основанная на устных договоренностях торговля буквально за несколько лет набрала оборот до 10 миллиардов долларов США ежегодно, указывает в исследовании, опубликованном в немецком бюллетене Zentralasienanalysen Гюль Берна Ёзджан. К этому времени относится и появление знаменитых центральноазиатских базаров “Дордой” в Бишкеке и “Барахолки” в Алма-Ате.
Перемены отразились на базарах
Еще 20 лет назад базары в Казахстане не были особенно популярны. Если какая-нибудь домохозяйка шла за покупками на рынок, то только ради того, чтобы приобрести сельскохозяйственную продукцию более высокого качества. При этом цены на базарах явно кусались. Торговаться же с продавцами было не принято.
Bildunterschrift: Großansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: Торговцы лепешками на базареИх костяк составляли люди, лишившиеся своих рабочих мест в результате повсеместного закрытия предприятий. Торговали всем, чем придется. Одни продавали овощи и фрукты, другие сделали упор на торговлю продукцией легкой промышленности, произведенной в Польше, Пакистане и Турции.
Позже источники импорта, прежде всего за счет Китая, расширились, а базары превратились в крупных экономических игроков. Управлять ими стало сложнее. У местных властей было два главных инструмента: перенос рынков на новое место или полное переустройство. Стихийную торговлю попытались упорядочить. Так, на одном базаре должны были торговать вещами, на другом продовольственными товарами, на третьем – продукцией сельского хозяйства. Ныне крупнейшие рынки страны живут по своим установленным правилам и законам.
Другой мир
Чтобы убедиться в этом, достаточно, например, в Алма-Ате проехаться в сторону так называемой “Барахолки” или рынка “Алтын Орда”. Сегодня оба этих базара, представляющие собой в начале 90‑х годов небольшие торговые пятачки на окраине крупнейшего казахстанского мегаполиса, превратились в целые города с многотысячным населением, где можно встретить не только граждан Казахстана, но и выходцев из соседних стран Центральной Азии, Китая, Индии и даже далекой Малайзии. Площадь каждого рынка составляет несколько квадратных километров. В большинстве своем жители и гости южной столицы тратят на их посещение практически весь день.
Но и на “Барахолке”, и в “Алтын Орде” вряд ли встретишь полицейских. Они там гости не частые. За порядком на базарах традиционно следят крепкие парни, одетые в серую форму с надписью “Security”. И если полицейские вдруг устремляются в сторону базаров, значит, там произошло нечто неординарное. В последнее так происходит все чаше и чаще и связано это непосредственно с попытками официальных властей вернуть базары в управляемое русло.
Вместо базара торговый комплекс
Обеспокоенность официальных властей Казахстана понять можно. Будучи крупнейшими налогоплательщиками, базары не только фактически определяют стоимость основных товаров и услуг, но и считаются местом, где формируется общественное мнение, порой отличное от того, что лежит в основе государственной политики Казахстана. Достаточно сказать, что, например, литературу запрещенной в стране исламской партии “Хизб-ут-Тахрир” чаще всего находят именно на базарах, которых в одной только почти двухмиллионной Алма-Ате насчитывается более семидесяти.
Bildunterschrift: Großansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: Современные торговые центры в Алма-АтеЧтобы ликвидировать источник нежелательного инакомыслия и высвободить огромные территории, в Астане на самом высоком уровне было принято решение о том, чтобы вынести базары за пределы городов, придав им цивилизованный вид. Это значит, что вместо традиционных лотков, расположенных под открытым небом, появятся современные торговые комплексы в несколько этажей.
Впрочем, выполнять это решение власти на местах не спешат. Причина в том, что рыночные торговцы не желают каких-либо улучшений. Идти же на прямую конфронтацию с ними крайне рискованно. Первые же попытки в апреле этого года привести торговлю на базарах в цивилизованную форму были повсеместно встречены в штыки. Разъяренные завсегдатаи базаров не только перекрывали движение на оживленных улицах и проспектах городов, но и порой сами переходили в наступление, гоняясь за приехавшими наблюдать за процессом чиновниками с палками, а также забрасывая их фруктами и овощами. Только вмешательство полицейских восстанавливал существующий статус-кво.
Базары – политическая сила
Традиционно базары на Востоке были не только центрами экономической, но и политической жизни. О том, что эта традиция не умерла, ярко свидетельствовала исламская революция 1979 года в Иране, напоминает Гюль Берна Ёзджан. Именно базары играли координирующую роль для тегеранских революционеров. Но центральноазиатские базары не смогли пока объединиться в единую политическую силу, замечает исследователь, хотя такие попытки уже предпринимались, — достаточно вспомнить кровавые столкновения торговцев с полицией на крупнейшем ташкентском базаре Чорсу зимой 2004 года и серию терактов в городе, в ходе которых погибло несколько десятков человек.
Автор: Анатолий Вайскопф/Михаил Бушуев
Редактор: Наталья Позднякова
Источник: www.dw-world.de,
получено с помощью rss-farm.ru
Originally posted here:
Власти Казахстана ответят за базары