«У меня есть информация, что вам дали приказ убрать моего сына до суда!» — заявила Светлана Ващенко следователю Главной военной прокуратуры РК Самату Сарлыбаеву. Он же в ответ заявил, что снимает с себя ответственность, если с подследственным Челахом что-либо случится — в том числе и за его следующую попытку наложить на себя руки. «Этого не будет! Он намерен выйти и жениться!» — отрезала мама Владислава.
Автор: Жанна БАЙТЕЛОВА
В воскресенье, 14 октября, Владислава Челаха навестили в СИЗО его мать Светлана Ващенко и дед Владимир Челах. Их вызвал следователь Самат Сарлыбаев, который, напомним, сообщил им, что в прошлый четверг Владислав Челах пытался покончить с собой прямо в камере следственного изолятора. Якобы надзиратель через «кормушку» (окно в двери камеры, через которое арестантам подается еда) заметил, как подследственный Челах хотел повеситься на своих брюках.
Свидание длилось недолго. Как сообщила Светлана Ващенко, зашли они в 10 часов утра, а вышли уже через 25 минут.
- Толком поговорить не получилось. Я ему что-то говорю, он в ответ — угу, угу. Спрашиваю: «Что с тобой?» — «Мам, я не буду ничего говорить! Если дадут свидание наедине, без перегородки, то поговорим». Он сказал, что все наши разговоры по телефону записываются, монтируются, заносятся в протокол в искаженном виде и в дело подшивают, — рассказала Светлана.
Она также разговаривала со следователем Главной военной прокуратуры РК Саматом Сарлыбаевым. Очень просила его разрешить свидание Владиславу с его девушкой. Но тот оказал.
- Я ему еще сказала, что не верю в попытку суицида. У нас тоже есть источники, и мне сказали, что пришел приказ его убрать до суда. Следователь мне заявил, что если я еще раз ему такое скажу, то к суду меня привлечет, — говорит мама Владислава. — Потом он сказал, что вызвал нас для того, чтобы сообщить, что снимает с себя ответственность. Если будет вторая попытка, чтобы к нему не было претензий, потому что вторую попытку могут не пресечь.
По словам Светланы Ващенко, это уже не первый слух о попытке Владислава наложить на себя руки.
- До этого говорили, что он вены себе вскрыл. Тогда мы просили адвоката увидеться с ним, и адвокат сказал, что это не правда. Теперь вот следователь сам вызвал нас. Я ему сказала: нет, Владислав не собирается совершать суицид. Он намерен выйти и жениться. Это он мне сказал конкретно, — отмела Светлана Ващенко возможные слухи.
Напомним, что на прошлой неделе завершилось следствие по делу об убийстве четырнадцати пограничников и егеря на посту «Арканкерген». Рядовой Челах обвиняется по восьми статьям Уголовного кодекса РК и девяти эпизодам: ст. 96 УК РК ( «Убийство» ), ст. 145 УК РК («Нарушение неприкосновенности жилища»), ст. 172 УК РК («Незаконное получение госсекретов»), ст. 173 УК РК («Утрата документов, содержащих госсекреты»), ст. 175 УК РК («Кража»), ст. 251 и ст. 255 УК РК («Хищение и ношение оружия»), ст. 373 УК РК («Дезертирство») и ст. 387 УК РК («Умышленное уничтожение военного имущества»). По совокупности предъявленных обвинений Челаху грозит пожизненное заключение.
По официальной версии, трагедия на высокогорном пограничном посту «Арканкерген», где в летнее время несли службу 15 пограничников, произошла 28 мая. Через два дня радиомолчания вышедший к погранпосту поисковый отряд обнаружил сгоревшие постройки и трупы 14 военнослужащих. Неподалеку поисковики нашли тело местного егеря. Спустя несколько дней был задержан рядовой Владислав Челах — единственный из оставшихся в живых пограничников с «Арканкергена». Он же и стал главным подозреваемым в убийстве сослуживцев и егеря, а вскоре и сознался в содеянном. Однако через несколько месяцев после проведенной психолого-криминалистической экспертизы, по результатам которой он был признан вменяемым, Владислав Челах заявил, что не убивал пограничников, и отказался от ранее данных признательных показаний.
Адвокаты обвиняемого предполагают, что судебные слушания начнутся в середине ноября.